Привет с большого Будды нам

6 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 281

В последние выходные марта в Москве впервые выступили мастера ушу из легендарного монастыря Шаолинь, родины кунфу (“одухотворенной борьбы”) и чань-буддизма.

Чаньский монастырь Шаолинь-сы испытал период расцвета в VI—X веках н.э во времена эпохи Тан. По легенде, это произошло благодаря индийскому кшатрию (каста воинов) Бодхидхарме. А затем монастырь стал местом учебы и паломничества многих известных полководцев и военачальников Поднебесной империи. Легенды о воинском искусстве Шаолиня до сих пор будоражат умы во всем мире.

Cчитается, что Бодхидхарма, чье имя означает “путь мудрости” (в Китае больше известен как Да Мо, а в Японии — Дарума), создал первый комплекс боевых гимнастик монастыря Шаолинь. По преданию, он родился в Канчипураме, небольшом княжестве на юго-востоке Индии, неподалеку от Мадраса, в семье знатных воинов. С детских лет он изучал комплекс “Варма-Калаи” — “Победу над сокрытым”. Из-за кастовой принадлежности к воинам Да Мо не мог проповедовать на родине и нашел признание в Китае.

До Шаолинь-сы он добрался в 546 г. Тогда это был запущенный монастырь, построенный одиннадцатью годами ранее, с горсткой монахов-отшельников. “Шао” означает “мало”, “линь” — “лес, поросль”. “Молодая поросль” — Шаолинь. По преданию, спасаясь от смут и войн эпохи Троецарствия, когда Поднебесная была буквально расколота на враждующие куски, буддистские монахи обосновались в труднодоступных горах Сунь-Шань. Построили монастырь, посадили деревья и молились. Но долгая медитация для получения озарения — сатори — не способствовала развитию тела, часто руки и ноги монахов отказывали им от многочасовой неподвижности, затекали. Необходима была техника эффективной разминки.

Когда Бодхидхарма пришел в Шаолинь, монахи отвергли его систему воинского искусства и духовного развития, и он ушел в Суншаньские горы. 9 лет он просидел неподвижно в пещере гор, постигая вечность. И, как гласит предание, его изображение проявилось на стене пещеры. Это лучше других доказательств убедило братию монастыря в его праведности и верности учения: “Чтобы далеко уйти, высоко подняться, достаточно оставаться на одном месте”. Да Мо начал обучать шаолиньских монахов своему искусству. А изображение учителя из пещеры было перенесено в монастырь и там искусно обработано. Теперь это барельеф, который может увидеть каждый гость Шаолинь-сы.

Девять лет Да Мо передавал монахам свое искусство. Он учил их не только кулачному бою, но и чтению мантр и сутр, бою с оружием, медитации, восточной медицине и каллиграфии. Ученики Бодхидхармы имитировали движения птиц и зверей, часами наблюдая за их повадками и оттачивая мастерство.

В начале VII века 13 (!) монахов спасли императора Тай-цзуна, когда против него было поднято восстание, а сам он бежал из столицы. Монахи переломили ход сражения и захватили в плен руководителя восстания. Против отборных и хорошо вооруженных солдат монахи сражались с одними тяжелыми посохами в руках. За это император разрешил шаолиньцам особым указом есть мясо и пить вино и пожаловал 40 циней (250 га) земли. Мясом и вином монахи злоупотреблять не стали, но до сих пор этот указ, выбитый в камне, находится на видном месте в монастыре. А в народе появилось предание, что именно после этого был создан стиль “кулак пьяного”.

Говорят, что монахи Шаолиня участвовали почти во всех войнах и восстаниях — естественно, борясь за справедливость. За это монастырь часто сжигали и разрушали противники. Даже в XX веке Шаолинь-сы подвергся разрушениям в 1928 г., во время визита одного из военных вождей гражданской войны, в 1944 г. — японскими войсками и в 1970 г., во время набега хунвейбинов в ходе Культурной революции. Тем не менее монастырь не только выстоял, но и сохранил свои традиции.

В этом я смог убедиться сам всего месяц назад, после нескольких часов переезда через высокогорный перевал Суншаня. Конечно, сейчас это не просто туристическая Мекка, но и настоящая ловушка для почитателей ушу. Сами гиды говорят, что вся область живет за счет Шаолиня, а настоятель монастыря — один из самых богатых людей в Китае. Дорога от автобусной стоянки до монастыря буквально кишит продавцами сувениров, еды, уличными фотографами и лавками с второсортным или тренировочным оружием. Вокруг Шаолинь-сы находится около 200 только детских школ ушу, в которых каждый год учится порядка 10 тысяч детей. Многие не старше 9—10 лет. Они по восемь часов в день тренируются, а в остальное время учат математику, грамматику, компьютерное дело. Кстати, учатся там и дети из России. А подросшие китайские дети потом идут служить в армию или полицию. Там охотно берут шаолиньских бойцов...

Один из самых запоминающихся видов монастыря — Лес Пагод (Талинь). Это кладбище самых выдающихся монахов и настоятелей Шаолиня, примыкающее к внешней стене монастыря. Все надгробия выполнены в виде пагод. Чем больше этажей — тем более выдающимся был монах при жизни.

* * *

Но вернемся в Москву. Прошедшее в столице шоу “Легенды и реальность Шаолиня” показано уже в 46 странах мира.

28 шаолиньских монахов и самых выдающихся учеников-бойцов из шаолиньского Дворца ушу показали настоящие чудеса, которые достигаются благодаря многолетним тренировкам. Кроме искусства владения телом они умеют управлять духом. А перераспределяя жизненную энергию ци, неоднократно увеличивают свои физические возможности.

Зрители увидели протыкание зажатой в пальцах иголкой оконного стекла, сгибание упертых в горло остриями пик и одновременно разбивание мраморной плиты на спине. А еще благодаря тренировкам монахи могут, например, с одного удара разбить о собственную голову закаленную чугунную пластину в полсантиметра толщиной!

Основная цель шоу — пропаганда боевых искусств и демонстрация возможностей человеческого организма, духа и силы воли. Готовил представление директор Дворца ушу Цзяо Хунбо, а главный тренер труппы — Янь Чжицзюнь (монах Ши Дэцзюнь в 31-м поколении). Группа с особого благословения существует уже 16 лет.

Возможно, выступление шаолиньских монахов и послушников заставит вас по-новому взглянуть на это древнее искусство постижения тайн собственного тела и духа. А кто-то решит заняться кулачным боем или цигуном. Уже в антракте представления мальчишки-зрители показывали друг другу стойки и подсечки и горящими глазами провожали вышедших на улицу бойцов-послушников.

Однако стоит запомнить слова Чжэнсюя, одного из настоятелей монастыря: “Шаолиньское искусство являет собой лучший из лучших методов ушу. Но помни — применяй его лишь для защиты нашей буддистской обители”.



    Партнеры