Чем нас удивит ММКФ

Фильмы, которые нельзя пропустить

20 июня 2003 в 00:00, просмотров: 216
     Доверие к призам и фестивалям падает. В этом году итоги Берлинале заглохли в сводках об антивоенных демонстрациях, вручение “Оскаров” привлекло рекордно малое число телезрителей, а Канн-2003 признан худшим за всю свою историю. Тем не менее в программе XXV Московского международного кинофестиваля число каннских картин велико как никогда (я насчитал 12, правда, некоторые из них прошлогодние). Кажется, отборщики обшарили в Канне каждый закоулок, но при этом не заметили “Слона”, главного призера.
     В чем дело? Многие фильмы закупались для России еще до Канна: продавцы ручались за попадание фильмов в конкурс. На “Слона” никто ставок не сделал. Здесь дело не в кризисе доверия к фестивалям. Фестиваль — это механизм продвижения товара. Рекламе разве верят? Нет. Но она все равно работает. Как же быть простому зрителю? Использовать фестивальную информацию себе во благо. Для начала определимся, чего вы ждете от фильмов. Для этого выберите абзац, заголовок которого вас устраивает. И вперед.
Кино — это серьезные темы и глобальные проблемы
     Такие фильмы получают главные награды, а также призы экуменического жюри самых крупных киносмотров. Круг тем, принимаемых за серьезные, годами не меняется. Про холокост смотрите “Бабий Яр” (спецпоказ в Берлине-2003), про проблемы нелегальных работяг — “Глухую шахту” (“Серебряный медведь”, Берлин-2003), про горькую судьбу бесправных — “Клетку для кроликов” (призы зрителей, Эдинбург-2002 и Вальядолид-2002) и “Догвилль” (Канн-2003), безработных — “Понедельники на солнце” (Главный приз, Сан-Себастьян-2002) и “Отчуждение” (призы за лучшие мужские роли, Канн-2003), бездомных — “Время волков” (Канн-2003). Жизни сексуальных меньшинств можно посочувствовать на сеансе “Таксидермиста” (двухнедельник критиков, Канн-2002), а людям с психическими отклонениями — на фильме “Ной — белая ворона” (Роттердам-2003). Тему безнадежно больных открывает “Его брат” (“Серебряный медведь”, Берлин-2003), развивает “Нашествие варваров” (приз за сценарий и лучшую женскую роль, Канн-2003) и закрывают “Похитители яиц” (закрывают очень лихо, надеюсь, навсегда). К списку “вечных” тем добавился теракт 11 сентября. В Москве покажут “11 сентября” (Венеция-2002), увиденное глазами 11 крупных режиссеров.
Всё туфта, кроме Линча
     Линч увлекся флэш-анимацией и временно не снимает. Начинающих Линчей отслеживают фестивали в Жерармере и “Фантаспорто”. Сформировавшихся Линчей иногда поощряет Канн. Иногда их заносит на другие киносмотры, но там им ничего не обламывается. С “Фантаспорто” на ММКФ привезли “Интакто”, но там от Линча только мистическая часть. Немистическую составляющую Линча смотрите в “Проекте Александры” (Берлин-2003).
Кино — это интеллектуальная игра
     На ММКФ будет над чем подумать в проигнорированных Канном “Чемоданах Тульса Люпера” (в основном из-за наплыва информации) и награжденном там же за сценарий и женскую роль “Нашествии варваров” (интересны реплики, но не сюжет). Но лучшая игрушка сезона — “Проект Александры”. Неожиданный поворот в сюжете — почти через каждые десять минут. При этом ничего лишнего, чистота минимализма. Показали в конкурсе Берлина, но разве там такое оценят?
Кино — это эмоции
     Смотря чьи. Если вам нравится, когда автор технично подкатывает к вашему горлу искусственный комок, идите на “Гудбай, Ленин!”. Если же вас интересуют неизведанные эмоциональные ландшафты и загадки чужой души, то ваш фестиваль — Венеция, призы за актерскую работу. Актерские награды других фестивалей тоже подойдут, но надо быть осторожнее. Скажем, Канн лучше разбирается в актерах, Берлин — в актрисах. Не доверяйте коллективным наградам. На ММКФ смотрите “Таксидермиста” (двухнедельник критиков, Канн-2002).
Хорошее кино — это типа “Восьми женщин” или “Амели”
     Фестивали тут не помогут. Каннский скандал с “Амели”, не попавшей в конкурс, — яркое тому доказательство. Такие фильмы хотят быстрее выпустить в прокат, призы им ни к чему. В этом году в конкурсе Берлина неожиданно всплыл мюзикл “Да, сестра, нет, сестра!”. Еще до показа в Берлине фильм успел стать кассовым хитом в Голландии. Вам также может понравиться “Китайская одиссея” (“Форум” Берлинале-2003) — красиво, весело, продюсер Вонг Кар-Вай. А композитор вашей любимой “Амели” Ян Тирсен написал музыку к “Гудбай, Ленин!”.
Все равно кассу делают звезды
     Звезд делают режиссеры, а режиссеров — Канн, Берлин и Венеция. Поэтому смотрим на Шарлотту Рэмплинг и Людвин Санье в “Бассейне” (Канн-2003) Франсуа Озона, на Изабель Юппер — во “Времени волков” Ханеке. Но главный для вас фильм — “Каллас навсегда”. Во-первых, Фанни Ардан (самолично приедет в столицу) в роли Марии Каллас. Во-вторых, снял этот фильм Франко Дзеффирелли, мастер оперных роскошеств. В-третьих — это фильм закрытия, а значит — куча звезд в зале. Если честно, кино скучное, но разве это важно?
Все можно посмотреть осенью, летом надо загорать
     “Боулинг для Колумбины” покажут только в феврале. Хотите — ждите. “Время волков” выйдет в прокат в принципиально ином виде. Ханеке неудачу в Канне объяснил слишком темной копией. Для ММКФ новую сделать не успели, поэтому у вас единственный шанс увидеть ее в каннском варианте. Что касается “Похитителей яиц”, то по черноте юмора авторы заходят настолько далеко, что фильм вряд ли кто-то купит для России. Комедии о смертельно больных долго не живут.
Кино — это энергия
     “Божественное вмешательство” (два приза, Канн-2002) — однозначно и на любой вкус. Сначала энергия релакса: мудрость Востока омывает каждый нерв. Потом легкая бодрость ненавязчивого юмора (типа Иоселиани и Тати), постепенно скользящая к абсурдизму. Далее впрыскивается адреналин глянцевых журналов. Довершают коктейль драйвовые навороты в стиле “Матрицы”.
     


    Партнеры