Поймай ворону удачи

Как учиться в Высшей школе экономики?

20 июня 2003 в 00:00, просмотров: 280
     Есть такой анекдот. “Когда эмбрион становится человеком?” — спрашивают одну умную женщину. “Тогда, когда он получает диплом доктора”, — отвечает она. Похоже, большинство преподавателей и студентов Высшей школы экономики думает примерно так же. “Не до глупостей нашим студентам, — говорит проректор Лев Любимов. — Учебная нагрузка колоссальная, уровень требований так высок, что гулять особенно некогда”.
 
    
     Чему же так интенсивно учат в Высшей школе экономики? “С самого начала “Вышка” задумывалась как современный европейский университет, — объясняет Лев Любимов. — Соответствующие требования предъявляются и к уровню преподавания каждой из учебных дисциплин”. Базовыми предметами в ГУ-ВШЭ считаются математика, экономика и история. Ведь именно эти дисциплины имеют особую важность с точки зрения подготовки высококлассных управленцев и аналитиков, а не тех, кто довольствуется участью рядового исполнителя.
     Для наиболее амбициозных студентов существует уникальная возможность: не покидая надолго стен alma mater, наряду с дипломом Высшей школы экономики получить диплом Сорбонны, Роттердамского университета “Эразмус”, Университета Гумбольдта или Лондонской школы экономики. Правда, для этого придется сдать экзамен и защитить дипломную работу на иностранном языке. На вручении дипломов Сорбонны в Высшей школе экономики выпускники во время торжественной церемонии говорят по-французски. Языковая подготовка — еще один конек “Вышки”, здесь многие учат по два иностранных языка.
     Другая, не менее важная особенность обучения — широкое, а по российским меркам просто уникальное использование современных информационных технологий. На трех студентов в стенах Высшей школы экономики приходится один компьютер, подключенный к Интернету. Пользоваться техникой для учебных нужд можно практически в любое время и абсолютно бесплатно. А вот скачивать письменные работы бесполезно: все (или почти все) преподаватели ГУ-ВШЭ прекрасно знают, как пользоваться Всемирной Паутиной, и переписанный реферат в случае необходимости найдут довольно быстро. Вместо рефератов студенты скачивают статьи из западных журналов, электронная подписка на которые оформлена в университетской библиотеке.
     Преподаватели — отдельная тема. В аудиториях “Вышки” почти всегда можно найти кого-то из тех, чьи лица хорошо знакомы по экранам телевизоров. Среди действующих лекторов университета есть почти все министры экономики за последние десять лет, известные на всю страну экономисты, политологи, пиарщики, юристы и даже некоторые олигархи. Главное требование к тем, кто преподает в ГУ-ВШЭ, — быть в курсе, знать, что нового происходит в научном мире, экономике, политике. По словам ректора Ярослава Кузьминова, университет прилагает все усилия, чтобы одновременно давать и классические знания, и практический инструментарий работы. “На выходе мы должны получать специалиста, который знает не только, что делать, но и как”, — говорит ректор. Академические исследования плюс постоянное участие в решении конкретных практических задач — фирменный стиль Высшей школы экономики.
     Учеба в “Вышке” — это непрерывное соревнование. Слово “рейтинг” здесь можно услышать чаще, чем какое-либо другое. С первого дня пребывания в вузе каждый студент становится участником общеуниверситетского рейтинга. Его результаты открыты и публикуются на сайте ГУ-ВШЭ. За рейтингами следят не только студенты, но и потенциальные работодатели. У того, кто сумеет оказаться в верхней строке, больше шансов на успешное трудоустройство в крупной компании. Рейтинг, по сути, первый показатель “стоимости” будущих специалистов. Среди прочих задач рейтинга проректор Вадим Радаев называет развитие духа соревнования: “Умение добиваться успеха в условиях свободной конкуренции очень пригодится дальше, когда придется выходить в свободный полет по окончании вуза”. Тот же, кто не вылезает с нижних строк рейтинга, неизбежно становится кандидатом “на вылет”. Не говоря уже о том, что ему неприятно.
     В Высшей школе экономики учатся самые амбициозные и целеустремленные студенты. “Мы готовим будущих академиков, министров и миллионеров”, — сказал как-то один из основателей и научный руководитель “Вышки” Евгений Григорьевич Ясин. Однако это совсем не значит, что поступление в ГУ-ВШЭ автоматически гарантирует высокий социальный статус и карьерный рост. “Наши студенты понимают, что им дается возможность стать элитой своей профессии, — говорит Ярослав Кузьминов. — То, насколько у них это получится, — вопрос ежедневной работы”. Настоящий успех никогда не падает с неба. “Вышка” лишь показывает дорогу к этому успеху, предлагает побороться за его достижение. Конечный результат зависит только от того, кто соглашается принять вызов.
     




Партнеры