Чем обязан?

Не каждое требование сотрудника милиции необходимо выполнять

20 июня 2003 в 00:00, просмотров: 411
     Выдрессированных водителей на российских дорогах, по данным социологов, обитает подавляющее большинство: их поманят милицейской палкой — они встают; покажут протокол — достают кошелек; прикажут открыть капот — открывают; попросят закрыть рот — закрывают…
     Скажут “упал-отжался!” — упадут. И, может быть, даже отожмутся…
     При этом каждый безропотно выполнивший все указания придорожного милиционера и по такому поводу изрядно вспотевший даже не спрашивает сам у себя: “Черт побери, неужели все, что ни скажут, я обязан выполнять?”
     А вот и зря! Ибо между “обязан” и “не обязан” проложена весьма зримая граница…
Куда Макаров телят не гонял
     Количество дел о неподчинении сотруднику милиции, переданных на рассмотрение судье, за последний год возросло обратно пропорционально их качеству: искренне полагая, что водитель обязан выполнять любые, даже самые немыслимые указания придорожных милиционеров, они волокут в суд едва ли не каждого, кто осмелился даже просто перечить им.
     Чертановский суд столицы недавно рассматривал весьма типичное дело о неподчинении сотрудникам милиции, из которого следовало, что гражданин Макаров, подъехав к своему дому на машине, нарвался на милицейский наряд местного ОВД. Сотрудникам милиции Беликову, Зуеву и Богданову показалось, что разнузданный водила поставил свой автомобиль не там, где им хотелось бы, и у них тотчас же возникло неуемное желание показать ему кузькину мать.
     На раздраженное требование “убрать автомобиль к такой-то матери” Макаров задался справедливым вопросом: “А кому он здесь мешает?” И, не получив не то что аргументированного, а даже мало-мальски вразумительного ответа, требование самодуров отказался выполнять.
     Милицейский наряд, скрутив смельчака, доставил его в Чертановский суд, где с болью в голосе поведал, что наглец Макаров не подчинился законному требованию сотрудников милиции, тем самым унизил их и даже посягнул на честь офицерского мундира. Объяснить суду, насколько законным было требование убрать машину, милиционеры не смогли. Заявили лишь, что любое их требование следует считать законным.
     Аргумент произвел на судью неизгладимое впечатление, и, не разбираясь по существу, судья оштрафовал Макарова за неподчинение на весьма солидную сумму.
     За Макарова по его кассационной жалобе вступилась аж сама председатель Мосгорсуда. Глава столичных судей установила, что Чертановский суд не выяснил главного: насколько требование сотрудников ОВД укладывалось в рамки закона? И решение о наказании Макарова отменила.
     В истории правоохранительных органов, увы, это был далеко не типичный случай полного провала при попытке покарать водителя за отказ выполнять все, что в милицейскую голову взбредет.
     Куда чаще случалось наоборот…
Долг платежом опасен
     В целях предотвращения милицейского произвола законодатели давно уже установили, что водителям необходимо выполнять не все, а лишь законные требования сотрудников милиции в целом и придорожных милиционеров в частности.
     Законные — то есть исключительно те, которые предусмотрены законом.
     Поскольку единственным официальным документом, регламентирующим обязанности водителя при встрече с сотрудником правоохранительных органов, являются Правила дорожного движения (закроем глаза на недоразумение — с большой натяжкой признаем их Законом), то круг прямых водительских обязанностей почерпнем из них.
     Правила возлагают на каждого севшего за руль всего пять простых, как выхлопная труба, обязанностей.
     Во-первых, остановиться по требованию регулировщика.
     Во-вторых, передать сотруднику милиции документы для проверки.
     В-третьих, в случае необходимости предоставить свой автомобиль сотруднику милиции для выполнения оперативного задания, например преследования особо опасного бандита.
     В-четвертых, пройти по требованию придорожного милиционера медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
     В-пятых, выполнить распоряжение регулировщика “туда нельзя, сюда нельзя…”.
     За невыполнение хотя бы одного из этих требований Кодекс РФ об административных правонарушениях карает водителей весьма сурово: от внушительных штрафов до лишения права управления на 12 месяцев или даже ареста на 15 суток.
     Вот, собственно, и все! Требования же выходить из машины для составления протокола, открывать капот и протирать носовым платком номера на двигателе, выворачивать сумки для досмотра, давать какие-либо письменные или устные объяснения законодательством на водителя не возложены. Стало быть, законными не являются и подлежат исполнению им только в добровольном порядке.
     Сделаем, впрочем, оговорку. Сотрудник милиции вправе потребовать от водителя прекратить переезжать пешехода колесами своего автомобиля, попросить пристегнуться ремнем безопасности или приказать вытащить руки из кармана для надевания наручников. Такие распоряжения тоже будут абсолютно законны, ведь Федеральный Закон “О милиции” говорит, что милиция вправе требовать от граждан прекращения преступления или правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению милицейских полномочий. И невыполнение этих требований может повлечь ту же самую весьма суровую ответственность.
     Но вот парадокс: сотрудникам милиции дано право требовать, а на граждан почему-то не возложена обязанность эти требования выполнять. Ни в одном законе не сказано, что водитель обязан по приказу сотрудника ДПС вытащить руки из кармана, протянуть их навстречу железным браслетам и вежливо поинтересоваться: “Так вам будет удобно наручники сомкнуть?”
     Законодатели посмеялись над нами: они придумали наказание за невыполнение чего-либо, но не возложили прямую обязанность это “что-либо” выполнять.
Кому я должен — всем прощаю…
     Шансы по воле суда за неподчинение сотруднику милиции лишиться права управления или загреметь на пятнадцать суток сегодня как никогда велики: на землю все чаще выходят невменяемые придорожные милиционеры, слово которых, по их разумению, “для всех — закон”.
     А потому, внимая указаниям сотрудника ДПС, не пытайтесь морщить ум на тему, вправе ли он требовать у вас, что называется, “прыгнуть с крыши…”. Если сомневаетесь в правомерности требований, вежливо потребуйте ссылку на норму права, обязывающую вас что-либо совершать. Ведь статья 5 Закона “О милиции” прямо указывает, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть ноги и положить руки на капот — узнайте номер статьи, обязывающей вас раздвигать и класть. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю — спросите номер статьи, обязывающей выходить и ложиться…
     Как правило, не имея возможности документально подтвердить (ткнув водителя носом в статью кодекса или закона) правомерность своих требований, мыслящие сотрудники милиции отказываются от каких-либо притязаний. Ибо понимают: ни в одном нормативно-правовом акте не найдут положений, обязывающих водителя при составлении протокола ходить по пятам за сотрудником ДПС и стучать на самого себя, собственноручно заталкивать автомобиль на эвакуатор и торжественно, как в “Поле чудес”, вручать придорожному милиционеру ключи от автомобиля.
     Все процессуальные обязанности, как меры обеспечения по делу, слава богу, возложены на сотрудников милиции. Стало быть, только они (без вашей помощи!) и должны их выполнять. Иначе говоря, кому надо, тот пусть и раздвигает вам, извините, ноги, открывает капот и переворачивает вверх дном багажник вашего автомобиля.
     И помните, что внутренние милицейские приказы и инструкции не могут понуждать вас к совершению каких-либо действий. Они регламентируют права и обязанности исключительно сотрудников милиции, потому как не вправе начальник местной ГАИ и даже министр внутренних дел устанавливать для водителей особый порядок поведения при общении с его подчиненными.
     Будьте законопослушны: не делайте того, чего не требует от вас Закон.
     


Партнеры