Пречистенькое искусство

“Побольше бы таких выставок. Да почаще” — первые слова на открытии. Но эта выставка под говорящим названием “Наследники великого искусства” открылась не просто так. В скором времени президент академии намерен провести масштабную международную конференцию “Художник XXI века”, в повестке которой будет, видимо, один вопрос: место живописцев, графиков и скульпторов в этом мире.

Два зала на втором этаже — питерский институт имени Репина. На третьем, тоже в двух залах, — “суриковцы”. И там же, но в другом крыле здания, — “глазуновцы”. Исторический момент — впервые за всю историю Академия живописи, ваяния и зодчества принимает участие в совместном с Академией художеств мероприятии. Все ждали и самого Глазунова. Но оказалось, что вернисаж совпал с его днем рождения, который он уже несколько десятилетий традиционно отмечает в Санкт-Петербурге, в ресторане гостиницы “Астория”. Однако, по утверждению его заместителя Лебедянского, “для Ильи Сергеевича эта выставка — лучший подарок”.

То, что у нас есть “школа”, — это факт. Причем, как выясняется, именно у нас она только и есть. Академик Ефрем Зверьков признался, что недавно в Риме ему так и сказали: “В прошлые века ваши художники ездили к нам учиться, а скоро наши поедут к вам за основами классического искусства”. И, как оказалось, в разных вузах “основы” преподаются по-разному.

“Репинцы” по-северному более сдержанны и, на наш взгляд, более консервативны. Видимо, дух Брюллова и Иванова глубоко засел в старых академических стенах. И зарисовки с натуры часто как будто взяты из старого издания “Академический рисунок”. Но рядом, правда, уже совсем не по канонам, — серия масляных натурных портретов, выполненных студентами профессора Мыльникова. Лично вашему корреспонденту у “репинцев” понравились несколько работ: “Постановка в интерьере” М.Синдеровича, черно-белая “Одетая мужская модель” Ф.Иванова и очень декоративное большое полотно “Сон в белую ночь” М.Михайловского.

Московские “суриковцы” оказались демократичнее. Диапазон приемов, которые пробуют студенты, огромный — от просто реализма и соцреализма до авангарда и жесткого гиперреализма. Как факт: одной из лучших дипломных работ последних лет была признана абстракция Н.Ситниковой “Пролог. Мейерхольд”. Самая демократия — у профессора Татьяны Назаренко. Которую студенты, путаясь, называют то Татьяной Георгиевной, то просто Таней. “Они все разные, но все — безумно интересные, — делится с нами Татьяна Назаренко, оглядываясь на кружащих вокруг нас будущих живописцев. — Конечно, разрешаю им все”. И студенты пишут жизнь — жестко, декоративно, почти плакатно. Яркие “Ночные бабочки”, мрачные “Шахтеры”, поднимающиеся на поверхность после рабского копеечного труда, как никогда актуальные “Шахидки”.

Буквально через стенку от Академии художеств, в центре искусств Зураба Церетели на Пречистенке, показывают лучшие дипломные и учебные работы студентов художественных вузов страны. Посмотреть на будущее нашего “изо” собрались самые маститые академики и самые известные художники — во главе с Церетели.

На этом фоне работы “глазуновцев” кажутся чем-то незыблемым. Как и учитель, студенты Ильи Сергеевича продолжают разрабатывать тему “святости” и “великорусскости”. На выставке представлены семь дипломных проектов — пять за этот год и два за прошлый. У большинства высшая оценка, принятая в Академии Глазунова, — “С похвалой”. Юлия Кузенкова выбрала для своего эпохального полотна тему на первый взгляд совсем не привычную для юного создания. На огромном холсте изображен крестный ход на Пасху. Работа действительно эпохальная — одних только персонажей более пятидесяти.

— Это был мой самостоятельный выбор, — рассказывает о своей работе Юля, — Я много думала о судьбе России и поняла, что в наше время необходимо соборное единение. И когда принесла эскизы своему руководителю Ивану Ильичу Глазунову, он мой выбор одобрил.

— Ты писала всех персонажей с натуры?

— Да, почти всех. Многих — просто на улице. Останавливала, и они позировали мне со свечами в руках. Почти никто не отказался. Теперь приходят, узнают себя на картине.

Каково будущее выпускников художественных вузов? Продолжат ли они творчество в духе академической школы или же пойдут на поводу рынка, оставив каноны в архиве? Вопрос риторический. Уже сейчас кто-то из студентов “зашибает” деньгу на росписи церквей и ресторанов, кто-то активно участвует в молодежных выставках и делает себе имя, которое, может быть, принесет деньги потом. Зураб Церетели, по крайней мере, обещал большинству студентов вывезти их работы в Париж на выставку, как лет пять назад было в здании ЮНЕСКО.

А сравнить прошлое и настоящее бывших студентов академических институтов можно еще и таким образом: как раз на следующий после вернисажа день открылась выставка дипломных работ теперь уже известнейших художников, которых принято называть актуальными. Место действия — “Крокин-галерея” на Полянке.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру