Наследники Икара

В любом виде спорта всегда есть элемент риска. Даже шахматист может допереживаться до инфаркта или получить доской по голове от соперника. Но есть виды спорта, где опасность для жизни видна сразу.

Термин “экстремальный спорт” говорит сам за себя. Одно только наличие риска означает травмы той или иной степени тяжести.

И, соответственно, смерть.


Самыми “летальными” спортивными снарядами являются воздушные — параплан и парашют. И, что самое ужасное, 90% летальных исходов происходит не по причине спортивной экстремальности, а из-за человеческой безалаберности...

Прыжки с парашютом или развлекательные полеты на парапланах в России, как и во всем мире, не запрещены. Любой экстремал — неважно, начинающий он или обладающий неким опытом — руководствуется в своем увлечении набором правил и инструкций. Вот только надлежащий контроль за исполнением этих инструкций, как таковой, отсутствует.

Чиновники каждый раз надеются на человеческое благоразумие. Ну кому, скажите, придет в голову совершать прыжок в сильный ветер или в грозу? Или парить в опасной близости от высоковольтных линий?

В результате только в России ежегодно погибает порядка 20 человек — любителей парашютных прыжков и полетов на парапланах.

“Синее небо — черная смерть”

Сейчас уже и не вспомнить, кто из парашютистов первым произнес эту фразу. Хотя... Самая первая воздушная катастрофа произошла при первой же попытке человека покорить небо. Именно тогда небезызвестный Икар погиб из-за своей же глупости, не учел, что солнце может расплавить воск на его крыльях. Ну а потом пошло-поехало...

В 1998 году на территории России произошло 12 парашютных происшествий, в результате которых погибли 16 человек.

Вот самые нелепые из них...

25 января Анна Павельева выполняла свой 19-й прыжок. После его исполнения спортсменка приземлилась в лесу, где купол парашюта зацепился за вершину сосны. Анна повисла на высоте семь метров от земли. Раскрыв запасной парашют, девушка решила спуститься по нему, как по веревке, на землю. Расстегнув ножные ремешки, Аня забыла расстегнуть такое же крепление на груди и повисла в воздухе, прижатая этим креплением к сосне. Парашютистка погибла в результате удушения.

20 марта этого же года, выполняя 3098-й (!) прыжок, погиб летчик-инструктор-парашютист 1-го класса. Слишком долго борясь с отказом основного парашюта, он потерял контроль за высотой и не успел выбросить запасной парашют.

24 июля трагедия произошла на конкурсе “Робинзонада-98”. Погибли четверо подростков, занесенных ветром вместе с парашютами в озеро.

Буквально через месяц, 19 августа , в Тольятти были незаконно организованы показательные прыжки с парашютами в воду. Утонули два человека.

20 декабря , исполняя первый в своей жизни прыжок, погиб 22-летний парашютист. В момент прыжка из самолета “Ан-2” паренек резко наклонился и нырнул вниз головой под борт самолета. Основной парашют запутался, а запасным не позволила воспользоваться неопытность молодого человека.

В 1999 году Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасения было зарегистрировано 10 парашютных происшествий, в результате которых погибли 11 человек...

Особенно удручает тот факт, что из 10 парашютных происшествий 4 произошли с начинающими парашютистами, при этом трое из них даже не делали попыток воспользоваться запасным парашютом.

Из всех погибших за последние десять лет парашютистов более четверти могли бы остаться в живых.

3 марта в Моздоке в аэропорту МВД России при выполнении прыжка на купольную акробатику погибли два парашютиста. На высоте 50 метров верхний парашютист зацепил ногой правую часть купола нижнего парашютиста. В результате оба парашюта сложились. Причиной этой трагедии стала самоуверенность и нарушение экипировки.

Через 26 дней на аэродроме “Шарапово” при выполнении своего седьмого по счету прыжка погиб еще один спортсмен. Самое удивительное, что случившегося никто не заметил и парашютные прыжки продолжались после трагедии еще несколько часов.

7 сентября на аэродроме армейской авиации “Сокол” при выполнении 191-го прыжка погиб начальник склада — укладчик парашютов парашютно-десантной группы. Начальник склада отцепил основной парашют, перепутав затенение с отказом парашюта, но не успел воспользоваться запасным.

5 декабря на аэродроме “Киржач” при выполнении 1447-го прыжка погиб заместитель начальника по парашютной подготовке Ефремов А.И. Выполняя обязанности выпускающего, он покинул самолет последним в группе и сразу же открыл основной парашют. Система сработала нормально, но на высоте 200—400 метров Ефремов столкнулся со спускающимся ниже парашютистом-инструктором. Купола обоих парашютов начали складываться, заместитель начальника отстегнул свой основной парашют, но воспользоваться запасным не успел.

В 2000 году подобных трагедий зафиксировано всего семь.

7 марта при выполнении 48-го прыжка погибла девушка. В прыжке она дернула за кольцо, чтобы раскрыть основной парашют, но не выдернула трос на всю длину. Естественно, парашют не раскрылся, а девушка не предприняла больше никаких попыток как-либо исправить ситуацию. На высоте 500 метров над землей она вошла в штопор...

12 мая на аэродроме “Нальчик” при выполнении 938-го прыжка погиб начальник авиационной эскадрильи старший прапорщик Сергей Маринич. На высоте 1000 метров преждевременно сработал прибор автоматического раскрытия ранца. Основной парашют открылся в тот момент, когда Сергей производил пикирование в свободном падении с вытянутыми вдоль туловища руками. Маринич выпал из подвесной системы головой вперед. Сама система после раскрытия приземлилась без парашютиста...

Причиной этой трагедии стало то, что старший прапорщик неплотно затянул грудные крепления.

27 августа в Новосибирском областном аэроклубе при выполнении 17-го прыжка погибла семнадцатилетняя Анастасия Перкова.

Задачей девушки было раскрыть парашют с пятисекундной задержкой, но парашютистка решила показать, что она стоит большего, и увеличила это время до десяти секунд. Учитывая, что прыжок производился с высоты 100 метров, произошла трагедия.

22 сентября очередное ЧП произошло в Тюмени. При выполнении 200-го прыжка погиб спасатель региональной поисково-спасательной базы.

Спасатель грубо нарушил технику безопасности во время прыжка из салона вертолета. Вследствие чего стабилизирующий парашют зацепился за стойку шасси и оторвался.

2001 год также не принес ничего хорошего как опытным, так и неопытным парашютистам.

15 сентября в Ставрополе на аэродроме воинской части ВДВ при выполнении второго прыжка с высоты 600 метров разбился парашютист. Во время снижения юноша попал в восходящий поток и приземлился на высоковольтные провода.

12 августа 2002 года при выполнении 342-го прыжка в Черемушках погиб Александр Челмакин. Выполняя прыжок с флагом, на высоте около 30 метров спортсмен перепутал отцепку флага с отцепкой основного купола.

Кстати, наша страна не единственная, где к риску относятся, мягко говоря, легкомысленно.

12 декабря 2002 года — трагедия в Доминиканской Республике. Прыжок выполнялся с высоты 1700 метров, и перед разбежкой спортсмен решил пошутить над своим напарником и резким движением перевернул его с ног на голову. Падая, второй парашютист ухватился за шутника и случайно отстегнул ему основной парашют. Парашютиста обнаружили на земле с кольцом запасного парашюта в руке, которое он выдернул не до конца.

31 марта в Чехии парашютист погиб из-за того, что на высоте 50 метров решил поближе подлететь к фотографу, чтобы тот сделал красивый снимок. Спортсмен резко развернул свой купол на 360 градусов и вошел в землю под углом в 45 градусов. Что самое прискорбное, фотограф даже не собирался его снимать...

Обратите внимание, что все парашютные катастрофы происходят либо с очень опытными спортсменами, либо с новичками. Что касается последних, то в их гибели в основном повинны инструкторы, которые не провели соответствующий предпрыжковый инструктаж.



“Смотрю в небо печально — нас стало меньше”

Эти слова выбиты на памятнике погибшим парапланеристам, который находится в Пятигорске. Для парапланеризма, как и для любого технического вида спорта, существуют свои правила, изучение которых требует довольно много времени и сил. Эти правила базируются на фундаменте многих наук — от аэродинамики и метеорологии до физиологии спорта и радиотехники. Парапланеристы говорят, что есть одна формула: чем больше человек находится в воздухе и чем больше правил он отбросил — тем ближе он к тому, что называется “летное происшествие”. Вот несколько примеров.

25 сентября 2001 года на полетах в Белоомуте погиб Андрей Тюрин. Андрей полетел в тандеме, где пассажиром был его 10-летний сын. Приземление произошло на воду метрах в пятнадцати от берега. Пилоты запутались в стропах, и холодная вода на пару с сильным течением затруднила оказание помощи. Вытащить людей на берег удалось только через двадцать пять минут после приземления. Спасая сына, Андрей больше половины этого времени находился под водой и попросту захлебнулся.

2 сентября 2001-го в Киргизии из-за столкновения двух парапланов погиб Сергей Серов. Сергей, будучи неопытным пилотом, не выполнил правил движения в воздухе и упал с высоты 20 метров на склон.

23 мая 2003 года в Турции погиб парапланерист Алексей Шакин. После посадки он вышел на связь и сообщил, что все нормально. Через сутки его тело обнаружили на поляне, несколько ниже и значительно левее места его посадки. По его позе было видно, что он присел отдохнуть и, видимо, потерял сознание. Один ботинок был снят и стоял рядом, а на шлеме виднелся след от сильного удара.

Как потом выяснилось, шлем был велик пилоту и неэффективно самортизировал удар о скалы при посадке. Врачи после осмотра тела поставили диагноз “перелом основания черепа”.

А вот одному французскому парапланеристу как-то сильно повезло. Французский экстремал полтора часа провисел на знаменитой статуе Свободы! Попытка влететь “в огонь” самой высокой дамы Америки не удалась — задев стропами за бронзовый факел, Терри Доу подвис на стропах параплана. Кстати, около года назад он уже пытался взлететь на 100-метровый монумент, но также застрял “на подлете” и, провисев около 40 минут, был “освобожден” спасателями.

По-хорошему, экстремальные виды спорта не несут в себе ничего фатального, до тех пор пока человек выполняет соответствующие правила.

Каскадеры говорят, что, каким бы опытным ты ни был, как бы долго ни занимался экстримом, перед каждым трюком нужно бояться за свою жизнь. Тогда человек становится более внимательным и аккуратным. Забудешь о страхе хоть на секунду — смерть не заставит себя долго ждать.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру