Портрет в натуре

Это неправда, что за решеткой жизнь заканчивается. Тюрьма, как говорил Иосиф Бродский, это всего лишь недостаток пространства, возмещаемый избытком времени. В лишении свободы есть даже свои плюсы: не требуется отвлекаться на всякую бытовую суету и семейные дрязги, а стало быть, можно сосредоточиться на главном — творчестве.

Пожалуй, нигде в мире нет такого количества талантливых людей, как в российских колониях. И эта аксиома не требует доказательств. На Международном художественном конкурсе среди заключенных, который прошел недавно в канадском городе Торонто, произведения российских зэков произвели настоящий фурор. Наши уголовники отхватили два призовых места из девяти возможных, хотя претендентов было немало: за награды бились представители криминального мира из 105 стран...

Этот необычный конкурс затеяла Международная ассоциация тюремного служения. Кстати, он проходит уже в четвертый раз, но Россия впервые приняла в нем участие. Надо было видеть, с каким воодушевлением кинулись наши заключенные отстаивать реноме страны, хотя, казалось бы, о каком творческом вдохновении может идти речь за 101-м километром?

Честно говоря, и сами организаторы — попечительский совет уголовно-исполнительной системы Минюста РФ — не питали особых иллюзий по поводу талантов за колючей проволокой. И что же? Как только в колониях объявили о предстоящем международном конкурсе, Москву тут же завалили тюремными шедеврами, как будто в местах не столь отдаленных только и ждали команды “сверху” (кстати, работы в столицу приходят до сих пор, хотя конкурс уже давным-давно закончен).

Попытать счастья в художествах мог любой желающий зэк — никаких ограничений типа “убийцы и людоеды к конкурсу не допускаются” не было. Перед музами, как в бане, все равны. Единственное условие: произведения должны были быть на одну тему — “Милосердие”.

Призы же распределялись по трем номинациям: графика, живопись и прикладное искусство. Последнее подразумевало и скульптуру, и резьбу по дереву, и прочие поделки из всякой всячины. За первые места давали по 500 долларов наличными, за вторые — по 300, за третьи — по 150. Таким образом, получалось всего 9 призовых мест. Именно столько работ нам и требовалось привезти в Канаду.

В попечительском совете головы сломали, выбирая лучшие шедевры.

— Все работы были такие замечательные, что на конкурс в Торонто можно было везти чуть ли не каждую вторую, — рассказывает заместитель исполнительного директора попечительного совета Геннадий Староверов.

Мы вместе с ним ходим по комнате, заваленной разнокалиберными картинами, поделками, скульптурами... Бардак — как в хорошей художественной мастерской, яблоку упасть негде.

— Вот храм Спаса на крови, — гордо демонстрирует Геннадий Васильевич работу потрясающей красоты, изрядно поплутав среди прочих художеств. — Это довольно точная копия санкт-петербургского храма, и сделана она из хлеба. На эту работу мы возлагали большие надежды, но в Канаде как-то прохладно относятся вообще к православной вере, и ко всяким церквушкам в частности. Так что наш храм, к сожалению, не произвел на них впечатления.

Думаю, что канадские искусствоведы даже не поняли, что эдакая красотища сделана из обычного хлебного мякиша и проволоки. У них-то и в голову никому не придет “ваять” скульптуры из пайковых батонов. Кстати, следует помнить и то, что у автора этой работы — Владимира Сердюка, отбывающего наказание в исправительной колонии №7 в Санкт-Петербурге, — не было возможности лепить храм, что называется, с натуры. Все детали, даже самые мелкие, воссозданы им исключительно по фотографиям.

— А эта картина называется “Две свечи”, — продолжает “экскурсию” Геннадий Староверов. — Посвящена она, понятно, теракту в Америке. Но ее, кстати, тоже не оценили, хотя вроде такая тематика...

В числе “неоцененных” оказалась также икона “Божья матерь”, выполненная из вологодского кружева заключенной из Вологды Еленой Степановой. В своем регионе, где расположено 13 колоний, на предварительном смотре-конкурсе она заняла первое место. Но приз в Торонто, к сожалению, не получила.

И все же из девяти призовых мест два достались России — в номинациях “Графика” и “Прикладное искусство”. Победитель — автор графической работы “Девушка с грудным ребенком” — заключенный Сергей Игнатьев, отбывающий сейчас наказание в одной из колоний Пермской области. В сопроводительном листе он написал: “Девушка с грудным ребенком сидит на набережной. Ей некуда идти, нечего есть. Она сидит на фоне домов богатых людей”.

Второй победитель — Николай Румянцев, заключенный из Костромы. Его работа — скульптура из дерева “Спасение птенца”: руки арестанта в кандалах, но он ловит птенца, выпавшего из гнезда.

Кстати, первые места заняли зэки из Португалии, Перу и какой-то африканской страны.

Оба наших победителя, как и было обещано, получат по 300 честно заработанных американских долларов. Это скрасит их пребывание за решеткой, однако никак не уменьшит срок наказания. Победа в престижном конкурсе не может служить поводом для условно-досрочного освобождения. Хотя, если у них нет серьезных нарушений лагерного режима и не слишком “тяжелые” статьи, администрация колоний вполне может ходатайствовать в суде об их досрочном освобождении.

— За что отбывают сроки наши победители, мы не знаем, — говорит Геннадий Староверов. — Мы не требовали от участников такой информации. Для нас они все равны. Ведь участие в конкурсе — для них праздник, который незачем омрачать неприятными для них же воспоминаниями.

Сами авторы работ, безусловно, на конкурсе не присутствовали: заграничные командировки для заключенных у нас пока не в ходу. Да и Торонто при всем желании не смог бы “расквартировать” столько представителей криминального мира.

А вот оказаться с “художественной” миссией в Москве некоторые уголовники очень даже могут. 24 октября 2003 года, опять же с легкой руки попечительского совета УИС Минюста РФ, в столице пройдет финал песенного конкурса “Калина красная” среди осужденных. Приедут самые голосистые криминальные таланты. Комфортное размещение в одном из столичных СИЗО гарантировано.

Кстати, перед началом “зэкинского” концерта будет организована выставка из работ, которые были присланы на конкурс в Торонто, но так и не увидели большого зрителя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру