Друг Владимир и друг Джордж

Джордж Буш и Владимир Путин встретились в Нью-Йорке и в загородной резиденции американских президентов Кемп-Дэвиде уже в десятый раз. Но, как и ожидалось, не достигли будоражащих мир политических прорывных договоренностей, как и не преодолели существующий между Москвой и Вашингтоном определенный застой в экономической сфере.
Хорошо это или плохо? И зачем вообще первые лица двух государств столь часто в последнее время видятся друг с другом?
Еще до встречи тет-а-тет с «другом Джорджем» Владимир Путин по максимуму размялся в ходе подготовительной программы. Российский лидер побеседовал с американскими русологами-советологами в стенах Колумбийского университета. Там Владимир Путин призвал американцев вообще «упразднить советологию» как отжившую свой век «науку», немного просветил их насчет нынешних событий в России (а то в Америке уже давно потеряли ориентиры – то ли есть в России демократия, то ли нет), а также переговорил с ведущими бизнесменами из США в стенах Нью-Йоркской фондовой биржи.
Эта встреча оказалась для российского президента особенно важной. С одной стороны, экономические отношения между Россией и США переживают затянувшийся и видимый даже неспециалистам застой – не растут (так, как этого хотелось бы Москве) американские инвестиции в российскую экономику, замер двусторонний торговый оборот, все больше в среде деловых кругов Соединенных Штатов растет озабоченность вмешательством силовых структур России в деятельность как своих, так и зарубежных компаний.
В то же время, несмотря на подобный фон деловой неуверенности, повстречаться с российским президентом в Нью-Йорке пожелали вовсе не «помощники заместителей», а по-настоящему крупные тузы американского бизнеса – президенты компаний IBM, Меrrill Lynh, нефтяного консорциума Cоnоcо, глава могущественной Exxon Моbil и другие. Не смутило бизнес-генералов из США и отсутствие в президентской делегации из Москвы их партнеров из крупных российских государственных и частных компаний.
Как признался обозревателю «ДЛ» в кулуарах Нью-Йоркской фондовой биржи один из руководителей нефтяной компании ChevronTexaco, «мы просто вынуждены партнерствовать с вашей страной. Ну, не воевать же Москве и Вашингтону друг с другом? У нас, к сожалению, есть в мире слишком много врагов, и слава богу, что русские к ним больше не относятся».
На официальном уровне к «старым врагам», может быть, в Вашингтоне (по крайней мере, в этом заверила журналистов советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс) Россию нынче действительно не относят. Но то, что и другом-союзником ее считают как-то по-своему, по-американски, на протяжении всего визита Владимира Путина в Америку не оставалось никаких сомнений.
Так, в день прилета «друга Владимира» в Соединенные Штаты в трех самых влиятельных американских газетах The Washington Post, The New York Times и The Wall Street Journal на целую полосу было опубликовано на правах рекламы (по сведениям от американских журналистов, за это было уплачено около $1 млн.) письмо Бориса Березовского с осуждением политики российского президента.
На день раньше в рупоре деловых кругов США The Walt Street Journal прошла статья бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова: и вновь с резкой критикой Кремля и всего комплекса российско-американских отношений. И чуть ли не специально к встрече Владимира Путина и Джорджа Буша в Кепм-Дэвиде был приурочен прошедший в Вашингтоне и Нью-Йорке фестиваль фильмов о Чечне, снятых западными операторами и вызвавший, по словам одного из членов российской делегации, «нескрываемое раздражение нашего руководства».
При этом американские официальные лица сразу же пояснили: дескать, у нас свобода прессы и к рабочим дружественным контактам по линии Кремль–Белый дом это не имеет никакого отношения. Между тем можно с полной уверенностью сказать: два года назад, когда Путин посетил США с первым официальным визитом, ничего подобного американцы при всех своих свободах не позволяли, и тон освещения пребывания российского президента в Америке был совсем другим.
«Сейчас настала такая пора, что саммиты США–Россия не столь важны и судьбоносны, как прежде, – сказал обозревателю «ДЛ» один из представителей Белого дома, участвовавший в подготовке визита российского президента в Кемп-Дэвид. – Наши отношения с Россией развиваются без катаклизмов, и это внушает определенный оптимизм. Посмотрите, сколько нам пришлось разруливать конфликтов с Германией и Францией по Ираку, как тяжело идут переговоры с некоторыми арабскими странами. На этом фоне ваша страна для нас не является больше головной болью – и это уже большой прогресс», – подчеркнул белодомовский чиновник.
Но российско-американское партнерство пока развивается главным образом в тех направлениях, где оно больше интересует именно Соединенные Штаты. А там, где такие интересы не просматриваются, ловить российской стороне будет, скорее всего, нечего. Так, при всей «стратегической дружбе» между первыми домами Техаса и Санкт-Петербурга американцы дали понять российскому лидеру, что Москву не намереваются подпускать даже в перспективе к иракскому нефтяному пирогу. А вот в другие сектора экономики Ирака у российских фирм и компаний подступиться шанс, скорее всего, будет.
В то же время, по имеющейся информации о ходе переговоров в Кемп-Дэвиде, президент США, за которым стоят все нефтяные гиганты Техаса, пытался выяснить отношение российских властей к возможному выкупу американскими корпорациями пакета акций российских нефтяных компаний, в частности «ЮкосСибнефть».
Выразили американцы желание и посодействовать осуществлению в России столь давно обсуждаемой, но никак не сдвигаемой с мертвой точки проблемы ипотечного кредитования жилья. Соответственный меморандум был подписан в Вашингтоне во время саммита министрами строительства США и России. Правда, от бумажного обязательства поучаствовать в ипотеке обеим сторонам придется очень много сделать для того, чтобы работающая во всем цивилизованном мире идея кредитов на покупку жилья любым гражданином страны принесла бы наконец ощутимые результаты в России.
И, конечно же, оба президента, обсуждая высокие международные материи (российские атомные контракты в Иране, ситуацию вокруг Северной Кореи, роль ООН в урегулировании иракского кризиса), не забывали о прошедшем в те же дни в Санкт-Петербурге Втором российско-американском энергетическом деловом саммите. Сейчас российский энергетический экспорт в США составляет всего 4%, что в три раза больше, чем в прошлом году, но все еще очень мало по сравнению с реальными возможностями для сотрудничества в этой сфере между Москвой и Вашингтоном.
В этой связи руководители американских министерств торговли Дональд Эванс и энергетики Спенсер Абрахам проявили большой интерес к возможности поставок из России в США сжиженного газа. При этом, однако, могут быть явно ущемлены интересы одних из основных нынешних поставщиков газа в Соединенные Штаты – канадцев. Но если политические, а главное – экономические выгоды от сотрудничества с Россией будут перевешивать, то в Белом доме могут и сделать подобный «газовый бизнес-реверанс» в сторону Москвы.
Между тем все эти впечатляющие двусторонние проекты – пока в перспективе. А в реалиях «друг Владимир» и «друг Джордж» в очередной раз подтвердили самим себе и окружающему миру, что между ними нет существенных разногласий по ключевым мировым проблемам. И что их личная симпатия если не в оставшиеся до президентских выборов в России и Соединенных Штатах месяцы, то уж наверняка во время возможного второго срока пребывания Владимира Путина и Джорджа Буша в Кремле и Белом доме соответственно вполне может принести видимые результаты не только в сфере большой политики, но также большой экономики и торговли.

ПРЕССА

The Washington Post
«Президент Буш надеялся, что Путин согласится усилить давление на Иран, чтобы заставить его отказаться от разработки ядерного оружия. Однако российский президент ограничился лишь заявлением о том, что нужно «дать Ирану четкий сигнал о необходимости продолжать сотрудничество с МАГАТЭ». Тем не менее, как отметил официальный представитель американской администрации, заявление Владимира Путина по Ирану свидетельствует об относительном сближении позиции США и России по Ирану. По словам упомянутого представителя, «президент Путин мог в жесткой форме заявить, что США хотят «лишить нас нашего рынка», но вместо этого он подчеркнул: «Мы будем решать эту проблему».

The New York Times
«Российский президент отказался пойти на уступки США в вопросе российско-иранского сотрудничества в области освоения атомной энергии. Несмотря на показное взаимопонимание, Путин дал понять, что Россия не собирается отказываться от планов сооружения в южном Иране АЭС стоимостью в $800 миллионов».

The Wall Street Journal
«Президент Путин отверг требование Буша прекратить сотрудничество с Ираном. На итоговой пресс-конференции он дал ясно понять, что Россия продолжит сотрудничество, несмотря на беспокойство США по поводу того, что Иран может использовать ядерные компоненты в военных целях».

Le Monde
«У президента Путина есть повод для обиды на Вашингтон. Вопреки обещаниям Буша, американский конгресс до сих пор не отменил поправку Джексона-Вэника к закону о торговле 1974 года, которая предусматривает для России дискриминационные условия в торговых отношениях с США.
Прошло 30 лет, но американские законодатели не хотят отменять эту поправку – конгрессмены хотят наказать Россию за сопротивление США в иракском вопросе, а также за отказ от увеличения импорта американских сельскохозяйственных продуктов».

Le Figaro
«Джордж Буш глубоко ошибался, надеясь, что визит Владимира Путина в Кемп-Дэвид заставит забыть о неделе дипломатических провалов в Нью-Йорке. В результате двухдневных переговоров оба лидера заявили о совпадении позиций по вопросам нераспространения ядерного оружия и борьбе с терроризмом. Однако Президент России не пошел на какие-либо уступки. Несмотря на давление США, Путин не отказался от контракта стоимостью $800 млн. по строительству АЭС на юге Ирана».

Frankfurter Rundschau
«Владимира Путина допустили в Кемп-Дэвид, где его дружелюбно встречал американский президент. Джордж Буш продемонстрировал, кто и что имеет для него значение. И Путин этому рад. Но, возможно, он не понял, что Буш попытался его обмануть. О российской нефти в Ираке, наверное, тоже был разговор. Нефтяные концерны, за которыми стоят некоторые из людей Путина, хотели бы возобновления своих договоров, подписанных с режимом Саддама Хусейна; они оказали ему определенные услуги – и, как они надеются, не безвозмездно и не напрасно. Да, визит к президенту США уже повлиял на цены на нефть, сказал Путин; но о договорах, которые оккупационные власти США милостиво предоставили бы российским фирмам, не было и речи. Как и о том, что ООН – как потребовал Путин перед своей поездкой – должна сказать свое слово в Ираке».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру