Проходной двор для граждан

Перед выборами президент и центристы исправились

18 октября 2003 в 00:00, просмотров: 263
     С потрясающим единодушием (417 голосов “за”) депутаты Госдумы приняли вчера сразу в 3 чтениях предложенные президентом поправки в закон “О гражданстве”. При этом выяснилось, что Кремль считает разумным продлить срок обмена паспортов на полгода, до 1 июля 2004 года, и уже обратился к правительству с просьбой принять соответствующее решение.
     
     Как и для президента, для некоторых центристов, полтора года назад поддержавших крайне жесткий вариант закона, это голосование означало признание собственной ошибки. Придумать объяснение — почему сначала приняли жесткий закон, а теперь вдруг решили его смягчить — было непросто. Например, Анатолий Аксаков (“Народный депутат”) выкрутился так: “Абсолютно правильно мы приняли жесткий закон о гражданстве, Россия — не проходной двор (а теперь навели порядок — и абсолютно правильно смягчаем закон)...”
     Что же приняли вчера депутаты? Прежде всего решена проблема тех, кто приехал в Россию до 1 июля 2002 года (даты вступления в силу закона “О гражданстве”), жил здесь с советским паспортом совершенно легально, был зарегистрирован, работал, получал пенсии и считал себя гражданином России. Государство его тоже гражданином считало. Но вдруг при обмене паспортов этим людям заявили, что они не граждане. И предложили вставать в общую очередь за гражданство длиной в 8 лет. Теперь у них есть возможность до 2006 года подать заявление и получить гражданство в упрощенном порядке, без соблюдения условий о сроке проживания и без получения вида на жительство.
     В несколько худшем положении окажутся те граждане бывшего СССР, которые родились на территории РСФСР, но не успели приехать и зарегистрироваться на исторической родине до 1 июля 2002 года: им вид на жительство все же получить придется...
     Теперь дело за Советом Федерации. В том, что президент подпишет собственный законопроект, — сомнений нет. Депутат Борис Надеждин (СПС) предложил коллегам заодно обратиться к президенту с просьбой наказать тех сотрудников своей администрации, которые ответственны за подготовку и проведение через Думу первоначального, драконовского варианта закона о гражданстве. Речь шла о заместителе главы Администрации Президента Викторе Иванове. Но эту идею поддержали лишь 100 с небольшим депутатов.
     Кстати, вчера депутаты приняли (правда, только в 1-м чтении) и закон “Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ”, получивший прозвище “закон о паспорте”. Он фактически закрепляет тот образец паспорта, который сейчас получают россияне.
     
     Среди тех, кто может теперь получить гражданство на льготной основе, — люди, которые отслужили 3 года по контракту в Российской армии. Раньше иностранцам там служить запрещалось.
     Минобороны и Генштаб, которые готовили соответствующие поправки в законы, заранее подсчитали: армейский строй могут ежегодно пополнять до тысячи иностранцев. Но прежде “варягам” придется свыкнуться с двумя “но” — первичным пятилетним контрактом (для россиян он — 3 года) и отсутствием жилищных, образовательных и прочих социальных льгот, предусмотренных для граждан РФ.
     — Прием на военную службу иностранцев ускорит профессионализацию армии, поэтому мы будем голосовать за законопроект, — говорил “МК” накануне слушаний председатель Комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев. — Он не противоречит международному праву — в Саудовской Аравии, ОАЭ, Индии, Франции, Великобритании и США практикуется подобное. Однако документ не безупречен.
     В предложенном законопроекте думским “оборонцам” непонятно: а) о каких иностранцах идет речь — бывших гражданах СССР или представителях любой страны; б) распространяется ли закон на лиц без гражданства; в) должны ли рекруты-иностранцы обязательно владеть русским языком; г) как быть с сохранностью военной и государственной тайны?
     Хватает “закавык” масштабом меньше. Например, российские законы трактуют два состояния человека после военной службы — он либо в запасе (т.е. еще может быть призван в армию), либо в отставке. К какому из них отнести уволенного из армии иностранца, не принявшего гражданства РФ? Или что делать с тем, кто не стал после 5 лет службы “паспортным” россиянином, но хочет остаться в армейском строю (повторный контракт с иностранцем — не гражданином РФ законопроект не предусматривает)?
     — Мы переслали свои вопросы в Генштаб, — уточнил Николаев. — На некоторые ответил генерал армии Квашнин. В частности, он против набора в армию лиц без гражданства: с ними возникнут проблемы во время проверочных мероприятий. Вообще же Генштаб считает главным привлечь иностранцев в российское гражданство. Военная служба — лишь средство для этого.
     Еще один “паспортный” вопрос помог снять начальник направления призыва ГОМУ ГШ генерал Виктор Кожушко: “В законопроекте нет точного указания принимать на службу лишь бывших граждан СССР. Поэтому теоретически форму российского контрактника может примерить кто угодно”. Но как в таких случаях быть с законодательством государств, предусматривающих уголовную ответственность за службу в иностранных армиях?
     Похоже, документ готовили на скорую руку. Но это вряд ли ставит под сомнение саму концепцию привлечения иностранцев на военную службу в Россию.
     


    Партнеры