Прогулка в облаках

2 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 848

Мы живем в игрушечном мире. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь сесть в кабину маленького вертолета и прокатиться над полями-городами-селами. Буквально через несколько секунд после взлета обнаруживаешь, что все дома, машины, деревья вдруг стали совсем миниатюрными — словно детали детского конструктора.

Такие же ощущения, наверное, испытывал Карлсон, который живет на крыше! Чтобы хоть короткое время побыть в его роли, репортеры “МК-Воскресенья” отправились в окрестности подмосковного городка Истра, где расположена площадка вертолетного аэроклуба.


Прямо посреди поля на пятачке из бетонных плит уселась ярко-желтая “стрекоза”. Даже сомнение взяло: неужели эта кроха способна поднять в воздух четырех взрослых мужчин?.. Устроившись на месте рядом с пилотом-инструктором Василием Обуховым, рассматриваю приборную панель: добрых два десятка шкал каких-то приборов, кнопки, тумблеры... Тут же, сбоку, — ключ зажигания, совсем как у автомобиля. Зато штурвал управления похож на велосипедный руль, только качающийся. А между сиденьями обнаружился еще один очень знакомый элемент — больше всего этот рычаг напоминает ручной тормоз легковушки... “Ручник” на вертолете?! Полнейший абсурд!

— Это рычаг “шаг-газ”, — поясняет Обухов. — Чем выше его поднимаешь, тем больше тяга винта. Педали на полу предназначены для управления работой малого винта, установленного на хвостовой консоли... Ну что, полетели?

* * *

Несколько лет назад такая индивидуальная прогулка на мини-вертолете у нас в России была бы невозможна. Во-первых, разрешения на нее никто бы не дал, а во-вторых, летательных аппаратов подобного класса в стране попросту не имелось. Теперь — лед тронулся! Хочешь бороздить воздушные просторы? Борозди на здоровье! Нужно лишь соответствующую “корочку” получить — удостоверение пилота-любителя.

Цифры, которые довелось услышать в аэроклубе, показались поначалу какими-то несерьезными: чтобы стать дипломированным вертолетчиком, нужно всего-то отсидеть 60 часов на теоретических занятиях и налетать не менее 42 часов с инструктором. При нормальной раскладке времени все это можно успеть за два-три месяца — прямо как в обычной автошколе!

— Чего же тут удивительного? — улыбается Обухов. — Современные вертолеты “Робинсон”, которые мы используем для полетов, очень удобны и достаточно просты в управлении. Я уверен, что вождение машины по улицами современной Москвы — гораздо более нервная и трудная работа...

Впрочем, из дальнейшего разговора выяснились и другие, не менее впечатляющие цифры: один час учебного полета стоит более 300 долларов. Так что “вертолетные права” — удовольствие отнюдь не из дешевых. В самом лучшем случае за них придется выложить около 15 тысяч “зеленых” (цена неплохой иномарки!).



* * *

...Наверху скорость совсем не ощущается — ее скрадывает высота полета. Под брюхом маленькой “вертушки” с этакой ленцой проплывают дачные поселки, разноцветные леса, белесые ленты автотрасс... Вот они-то, дороги, и помогают оценить реальный темп нашего перемещения: из кабины видно, что легковушки, мчащиеся по шоссе в том же направлении, безнадежно отстают.

— Теперь полюбуйтесь на Новоиерусалимский монастырь: сверху он очень красиво выглядит! — Обухов делает пару кругов над этой знаменитой обителью. Появление нашего геликоптера становится дополнительным “эксклюзивом” для экскурсантов, толпящихся возле старинных построек, — они забывают на время об этих достопримечательностях и дружно задирают головы вверх.

Следующий номер программы — “остановка в пути”. Садимся на небольшую полянку рядом с какими-то руинами недостроенных и заброшенных коттеджей. “Воздушному автомобилю” вполне хватает для посадки пятачка размером 10 на 10 метров!



* * *

Вертолет — штука заразная. Так утверждают многие, кто попробовал себя в роли Карлсона:

— Прокатился раз-другой — и уже хочется самому попробовать управлять “вертушкой”. Значит, нужно записываться на учебу, получать “права”, а потом — кто как: либо в аэроклубах берут машины для полетов, либо — если средства позволяют — можно приобрести винтокрылую “игрушку” в личное пользование...

— Среди наших учеников есть представительницы прекрасного пола, — рассказывает Василий. — Такой геликоптер вполне доступен женской руке. Правда, некоторых девушек подводит чрезмерная эмоциональность. Несколько раз в моей практике уже подобное бывало: барышня вдруг бросает управление и начинает размахивать руками, выражая крайнюю степень восторга от какого-нибудь красивого вида за стеклом кабины!..

Мария Титова — одна из успешных “аэроамазонок”.

— Я уже довольно давно вожу автомобиль. Однако управлять вертолетом, конечно, гораздо сложнее. Особенно нелегко освоить “висение”. Это когда вертолет практически останавливается над одной точкой, находясь буквально в метре-двух от земли. Наши инструкторы так и говорят: “Кто не умеет висеть — тот не вертолетчик!” Во время выполнения такого маневра постоянно мешают порывы ветра, восходящие и нисходящие потоки воздуха... Чтобы они не уводили машину в сторону, нужно все время “работать винтом”, управляя штурвалом. А он на “Робинсоне” очень чувствительный — словно джойстик компьютерный... Вот зависаешь, пытаешься вертолет удержать, а он будто нарочно вверх-вниз, вправо-влево дергается... И мысль в голове неотвязно: “Сейчас упаду, разобью вертолет! И как потом за него расплачиваться?!”

Даже самые поверхностные подсчеты показывают: в России уже зарегистрировано около полусотни вертолетов, находящихся в частном или корпоративном владении. Причем большая часть этих машин была приобретена в течение последних двух лет.

Услышав подобную информацию, автор этих строк сразу же представил себе картину: кроха-геликоптер пристроился на газоне лужайки возле шикарного особняка своего хозяина либо спрятан в его гараже... Специалисты-вертолетчики возражать не стали:

— Не исключен, конечно, и такой вариант, однако все-таки чаще человек, купив вертолет, хранит его в аэроклубе. Захотелось полетать — позвонил, чтобы техники приготовили машину, приехал на площадку... Можно и самостоятельно обслуживать геликоптер, что называется, “прямо на дому”... А некоторые владельцы даже нанимают собственных техника и пилота, но в этом случае затраты на “воздушный автомобиль” уже зашкаливают за 1000 долларов в месяц.



* * *

Если имеешь “вертушку” в полном своем распоряжении — прямой смысл заняться авиатуризмом. Недавно, например, несколько столичных пилотов-любителей отправились в “воздушный поход” на Домбай. Увидев по пути хорошее местечко, приземлялись, лагерь разбивали, рыбачили... А для заправки топливом маленькому вертолету вполне достаточно качественного автомобильного бензина.

Появление таких летательных аппаратов всегда вызывает самую бурную реакцию у местных жителей — так же наши прадедушки, наверное, реагировали когда-то и на первые автомобили. Порой с вертолетчиками-любителями случаются всякие истории. Однажды хозяин “вертушки” во время аэропрогулки заметил, что шум винтов его машины напугал небольшое стадо, пасущееся на поляне возле хутора. Коровы и овцы в панике бросились к лесу, и мальчишка-пастух тщетно пытался их догнать. Желая помочь пареньку, вертолетчик решил остановить животных и зашел на стадо спереди. Однако он явно не рассчитал эффекта от такого маневра. Овцы-коровы круто повернули и помчались напрямик к родному хлеву. На пути перепуганная скотина опрокинула деревянную изгородь, оборвала веревки с сушащимся бельем... Пилот счел за благо поскорее “упорхнуть” из поля зрения рассерженных хозяев.

В другой раз трое приятелей сели на своей “стрекозе” возле речки — отдохнуть. Только-только к обеду приступили — неожиданно подкатывает по проселку “уазик”, из него милиционеры выпрыгивают с оружием наизготовку: “Всем лежать! Руки за голову!” Оказалось, причиной переполоха стал бдительный пенсионер из соседнего поселка: увидел, как вертолет приземлился неподалеку, решил, что это террористы или шпионы объявились, и побежал в отделение милиции... Хорошо еще, до стрельбы дело не дошло.

В анналах истории уже зафиксирован случай, когда наличие собственного вертолета помогло человеку спасти движимое имущество от воришек. Некий Александр Л., завершая очередной полет, вдруг заметил, что по дороге едет джип, очень похожий на его собственный, который он перед стартом припарковал возле дома. Вертолетчик тут же связался с блюстителями порядка по сотовому телефону, а сам пристроился “в кильватер” подозрительному автомобилю, сообщая автоинспекторам обо всех его маневрах. Когда машину задержали, выяснилось, что она и вправду была только что угнана у пилота-любителя.



* * *

Первые признаки “вертолетной болезни” уже замечены у некоторых российских знаменитостей. Полеты на “аэромобиле” явно не оставили равнодушным известного шоумена Алексея Кортнева. Замечен был возле вертолетов и его коллега по цеху Леонид Якубович (но он все-таки остается пока активным поклонником пилотирования самолетов).

Все большей популярностью у наших состоятельных граждан пользуется аренда легких вертолетов. Вот уж действительно круто: устроить для гостей, которых пригласил на загородную вечеринку, воздушные “покатушки”! Или порадовать собственного малыша в день его рождения, “оживив” строки из популярной мультяшной песенки: “Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...” Случалось уже для продвинутых молодоженов вертолетный свадебный кортеж организовывать...

Вертолет может оказать помощь и в бытовых ситуациях. Как-то на летную площадку пришел один из курсантов, отдыхавший неподалеку на даче, и поделился своей бедой: потерялась любимая собака. “Давай попробуем с воздуха ее найти!” Сели в “вертушку”, прочесали окрестности — и нашли-таки беглянку!








Партнеры