Коллекционер жизни

14 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 755

Иногда кажется: все беды нашей жизни — от людей, которые хотят обогнать, опередить других на три-четыре сантиметра. Не больше! Вы таких наверняка встречали в метро, на улице, возле дверей лифта. На три-четыре сантиметра — но скакнуть первым, но обойти на повороте, но успеть поместиться в кабину или на эскалатор, или на освободившееся место в транспорте или на службе. Тараканьи бега, прыжок стреноженного кузнечика — вот чему нагляднее всего уподобить их судорожные попытки. Понятная ситуация: стрессы, всеобщее озлобление, которое особенно ощутимо в местах наибольшего скопления людей, жалкие потуги доказать себе самому, что ты лучше, сметливее, расторопнее других. И при обгоне еще как бы ненароком толкнуть, оттереть того, кто рядом, продемонстрировать свое превосходство... На скоростных магистралях точно такая же мелочная гонка. Вклиниться, вильнув, в параллельный ряд, обогнать справа, продвинувшись на те же жалкие сантиметры. Каков итоговый выигрыш этих усилий? Ноль! Общий результат — ноль! Ну и встал на эскалатор раньше другого, ну и приехал к светофору на секунду быстрей. И чего достиг? Чуть не вверг своим резким маневром в аварию — вот чего.

Относительное благоденствие в повседневной жизни (а может быть, и в целом обществе), возможно, наступило бы, если бы люди научились друг друга пропускать, сторониться, уступать дорогу (и не только дорогу). Маниловские мечты! Но сколько пробок бы сразу рассосалось, скольких столкновений удалось бы избежать, сколько сотен метров нервов не натянулось бы как струна! Собственно, элементарные правила воспитания учат: уступать дорогу, пропускать другого перед собой. Но откуда же в дикой стране взяться воспитанности? На три-четыре сантиметра, но обставить. Обвесить. Обсчитать. Отбросить. А уж гениально опередить на сотню-другую лет, предвосхитить следующую эпоху — как Пушкин или физиолог Павлов... На это фантазии и генетики не хватает.


Пожалуй, ни у одного живого существа, кроме человека, нет столь явно выраженной убежденности, что ему в обязательном порядке причитаются все земные блага... На его лице, в его походке и манерах буквально читается: я родился на свет, так будьте любезны, выдайте положенные для поддержания моего существования хлеб и масло, квадратные метры жилплощади, порцию радостей в виде алкоголя, табака, светящегося телеэкрана и партнера по занятиям любовью. Ах, вы не хотите добром выдать причитающийся набор услуг, тогда я буду требовать, настаивать и попытаюсь взять его силой. Глобальные революции и частные инциденты наглядное тому подтверждение. Логика такова: хороший заслуживает хорошего. Если мне, хорошему, хорошего не достается, то, значит, произошла какая-то ошибка, недоразумение. Значит, надо устроить передел!

Тут и начинаются главные проблемы. Ибо каждый считает себя непревзойденным. Но на всех счастья почему-то не хватает... И от этого передела количество несчастных еще больше увеличивается, возрастает.


Что имеем в виду, когда говорим о процветании и благоденствии Родины?

Давайте разберемся.

Может быть, имеем в виду, что сохраним в неприкосновенности и первозданности леса и реки, моря и озера?

Может быть, представляем себе рачительное и разумное отношение к природным богатствам, таящимся под землей, и бережное их расходование (с учетом интересов подрастающего поколения)?

Может быть, речь идет об этом самом подрастающем поколении, которому создаем все условия: доступное и качественное образование, построенные спортивные площадки, достигнутый достаток в семье?

О чем же тогда толкуем и что рисуется перед нашим мысленным взором? Чистые и светлые, как у Кампанеллы, города? Благостные, как у Томаса Мора в его “Утопии”, человеческие отношения?

Прежде всего видим собственный сияющий лимузин (а у других пусть будут развалюхи на четырех колесах), собственный просторный особняк, в крайнем случае квартиру (а дураки, не сумевшие заработать, пусть ютятся в бараках). Каждый стремится ухватить побольше уже сегодня, на три-четыре сантиметра, но пообъемнее разинув пасть. Из-за этого обиды и озлобление, из-за этого штрихи разрозненных благосостояний не складываются в общую радужную картину. Связь как раз обратная: поскольку каждый торопится урвать и откусить для себя, отнимая у соседа, общее благо, процветание, благосостояние убывают, истаивают.




Партнеры