Опять двойка 2

1 января 2004 в 00:00, просмотров: 657
     В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА ОДНИМ ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ, ПОЖАЛУЙ, БЫЛА ПОРКА. И ХОТЯ ЗА ПРОШЕДШИЕ СТО ЛЕТ В ОБЩЕСТВЕ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, РЕМЕНЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ В БОЛЬШОМ “АВТОРИТЕТЕ” В РОССИЙСКИХ
     СЕМЬЯХ.
     
     — Казалось бы, метод кнута и пряника является наиболее простым способом добиться от маленького человека послушания — таким образом быстро разрешаются любые проблемы, будь то “неуд” в дневнике или порванные штаны. Однако мало кто из родителей подозревает, чем такая “простота” может обернуться впоследствии, — говорит доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологических проблем воспитания НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Виталий ШАБЕЛЬНИКОВ.
     
     ПУГАЮЩЕЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
     
     — Телесное наказание формирует конфликтность, в результате которой ребенок вырастает на преодолении родительской воли, на ее отрицании.
     Проще говоря, исчезает душевный контакт, которому не находится места в напряженной семейной атмосфере. Даже при кажущемся внешнем благополучии. Такие дети становятся бунтарями и лидерами всех революций, взламывающих традиции.
     — Вот-вот, “буревестника революции” Алешу Пешкова, известного как Максима Горького, в детстве сильно били...
     — В те времена порка была той формой унижения в семье, которая ставила ребенка на соответствующее место. Семейная иерархия была строжайшей, поскольку, как правило, включала в себя много представителей разных поколений (что на сегодняшний день уже редкость). Зато в начале XXI века появились другие причины агрессии со стороны взрослых. Одна из самых распространенных — это когда мать или отец своим жестоким наказанием передают ребенку уровень напряжения и стрессов, накопленных за день. Конечно, в большинстве случаев это происходит бессознательно, и толчком здесь служит любая оплошность или непослушание со стороны чада.
     — Та же двойка...
     — Наказывать ремнем за двойку — это как самопорка. Школьная оценка не должна и не может быть основанием для оценки ребенка. Это только повод, чтобы разобраться, что упущено в образовании. Но родители нечасто углубляются в саму суть проблемы или же в не в состоянии это сделать из-за интеллектуальной и культурной неразвитости... Вот, к примеру, мне часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок не читает художественную литературу. Родители, которые сами игнорируют этот слой культуры, требуют, чтобы ребенок его воспринял. Возникает некоторая, я бы сказал, внутренняя ложь. И в данном случае, конечно, ориентируясь на оценку учителя, проще взяться за ремень, чем признать собственные ошибки и упущения.
     
     ВЕЗЕМ ВОДУ
     
     — А какое наказание вы считаете возможным?
     — Ну, прежде всего это обида на ребенка. Если он действительно сделал что-то недостойное, то родители имеют полное право на него обидеться и эту обиду не скрывать. Более серьезное наказание — это снижение уважения к ребенку и изменение интонации общения. То есть примерно: “ты повел себя недостойно, извини, но, пока этот момент не будет восстановлен, наши отношения будут носить скорее отчужденный характер”. Я думаю, это наиболее приемлемая форма взыскания. Таким образом маленький человек научится осознавать определенную ответственность за отношения с родителями и будет стремиться повысить свою самооценку. Этого добиться несложно, если в основу положены открытость и взаимопонимание как с одной, так и с другой стороны.
     — Мне кажется, найдется немного детей, особенно подростков, способных вывернуться перед родителями наизнанку.
     — Все дело в том, что большинство родителей даже не пытаются общаться с ребенком на равных. А вот попыток внезапно влезть в душу наблюдается более чем достаточно. Но если до сегодняшнего дня эмоционального контакта не было и в помине, то глупо надеяться, что он внезапно возникнет. К тому же ребенок всегда чувствует ложь, маски, которые надевают на себя родители. Это приводит к еще большему отчуждению. Стремлению отгородиться от родительского влияния. Чаще всего улицей и случайными друзьями.
     
     ИСЦЕЛЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
     
     — Говоря о порке и эмоциональных контактах, мы забыли о самом простом и естественном проявлении родительской любви — объятиях, поцелуях... Их цена на сегодняшний день не девальвировалась?
     — Они всегда были в дефиците. И многие чувствуют это в первые дни жизни. Я не говорю о брошенных детях — это отдельная тема; в данном случае я имею в виду малышей, которых не кормят грудью. Последние исследования показали, что в зависимости от первого контакта с матерью формируются тип психологии ребенка и его внутренняя защищенность. Отсутствие такого рода связи проявляется впоследствии в напряженности и зажатости маленького человека. То же самое происходит, если ребенка, как вы говорите, мало ласкают и целуют. Эта проблема актуальна для многих семей, но винить здесь безоговорочно родителей тоже не приходится, поскольку взрослый человек, как я уже говорил, ежедневно испытывает на себе огромное количество стрессов и конфликтов, справиться с которыми бывает весьма непросто. Но все это, конечно, отражается на семейной атмосфере и на детях, для которых эмоционально-телесный контакт со взрослыми является определенной гарантией хорошего самочувствия в подростковом возрасте.
     — Самочувствия физического?
     — Физического, психического... я бы вообще не разделял. Человек — это единое психофизическое существо. У нас настолько все связано, что если пойдет напряжение в психологической сфере, это обязательно отразится на физиологии. Не удивляйтесь — тревожность практически всегда порождает физиологические изменения. В будущем это чревато такими болезнями, как инфаркт, язва желудка, и различными соматическими заболеваниями. Причина которых нередко — нарушение духовно-телесных контактов в детстве.
     


Партнеры