Грим для медведя

8 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 1935

Может, кому-нибудь и покажется странным, но приключенческий сериал “Моя граница”, премьера которого состоялась на днях на одном из центральных телеканалов, был придуман еще лет шесть тому назад. Но… Подобный проект требовал особого к себе отношения, поэтому снять фильм сразу, на одном дыхании, не получилось. А вы как думали? Разве можно так вот запросто показать на экране новые границы свободной России? Казалось бы, только вчера наши военные стояли в Афгане, а сегодня привычно смотрятся в Чечне.

Впрочем, в отличие от съемочной группы нового сериала наша задача куда как проста. Всего лишь обратить внимание читателя на некоторые моменты, которые он никогда не увидит в этом кинопроекте. Проще говоря, рассказать о том, что осталось за кадром.

Люди

Изначально режиссером-постановщиком этой 12-серийной картины стал известный каскадер, актер и режиссер Андрей Ростоцкий. Он с большим энтузиазмом принялся за работу, часто говорил друзьям: “Это моя тема!”.

В кино Ростоцкий обычно играл героев с большой буквы, рыцарей без страха и упрека. Отсюда самые первые сообщения о его нелепой гибели на съемочной площадке поначалу даже не принимались всерьез. Ну как, скажите, с героем может что-то случиться?

Гибель Ростоцкого обросла массой слухов, в прессе высказывались самые разные версии случившегося. По одной — Ростоцкий полез на высокую скалу, находясь в нетрезвом состоянии. По другой — увидел на вершине этой же скалы красивый цветок и во что бы то ни стало решил его достать.

— Белиберда все это! — решительно говорит сменивший Ростоцкого на съемках режиссер Иван Соловов. — Андрей был не таким сентиментальным человеком, чтобы без страховки полезть за каким-то там цветочком. Алкоголь? Откуда? Он же кино снимал! Нет, там все прозаичней вышло. На этой скале оказались очень коварные камни. С земли они кажутся сухими. Возникает иллюзия, что за них можно спокойно держаться. А на самом деле камни не сухие, а все в слизи. Там ручей небольшой течет. Вот и все. Кажется, что ухватишься, а руки и ноги скользят. Андрей был очень тренированный человек, но эта “обманка” с камнями, как мне кажется, и сыграла роковую роль.

Андрей Ростоцкий погиб в мае 2002 года. К этому времени он успел снять примерно полторы серии нового кинопроекта.

“Моя граница” также стала последней работой в кино замечательного актера Александра Фатюшина.

— Он сыграл такого закоренелого, “вечного” начальника заставы, — рассказывает Иван Соловов. — Человека, который давно уже перерос свое звание, но с родной заставы не уходит. Знает на своем участке каждую травинку, каждый листочек. Надо сказать, что Фатюшин переиграл много военных ролей, ему даже не требовалось ставить какие-то задачи. Он приехал на заставу, где мы снимали, примерил форму, вышел на площадку и сразу вошел в образ. В картине вообще хороший актерский состав подобрался: Аристарх Ливанов, Раиса Рязанова, Евгений Леонов-Гладышев, Геннадий Назаров. С Геной, кстати, особая ситуация была. Он же болеет, все знают. Так что, когда он буквально на пару дней приехал на заставу, от нас требовалось создать для него особые условия. Проживание, питание… Каждое утро, когда я собирал группу на планерку, специально уделял время этому вопросу.

Отчасти не повезло на съемках картины одному из главных героев — молодому артисту Даниле Перову. По замыслу коварных сценаристов ранним утром Перов со связанными руками должен был драться с неким бандитом в некоем болоте. Сцену эту, на секундочку, снимали в октябре. Попробуйте засунуть человека в октябре в болото и связать руки… Вот то-то, а актеру деваться некуда — работа у него такая.

И вот когда Перов оказался в болоте, неожиданно поменялся ветер, который унес в сторону так необходимую режиссеру и оператору утреннюю дымку.

Сидеть в болоте артисту пришлось более часа. Сначала ждали, что ветер опять переменится, потом меняли расположение кинокамер. Ну а Перову время от времени, чтобы совсем не закоченел, помощники режиссера подносили рюмочку. А после съемок растерли спиртом. Ничего, обошлось. Как рассказывают, даже не чихнул ни разу.



Нарушитель

В Выборге съемочная группа волею случая оказалась причастна к задержанию самого настоящего нарушителя границы. А было это так.

Съемка была ночная, с переходом в утренний режим. Снимали морскую сцену, в которой боевые пограничные катера должны были задержать учебного нарушителя. Но в ходе учений погранцам удается поймать самого настоящего шпиона. История эта совершенна реальна. Несколько лет назад на этом участке границы действительно пришлось применять оружие, чтобы остановить рыбацкий катер, который уходил за границу.

Между прочим, для съемок фильма даже купили похожий баркас, который во время съемок натурально затопили. Правда, потом несчастный корабль со дна достали и продали на металлолом.

Но это было после, а пока вместе с киношниками на съемку отправился начальник местной заставы.

Вышли в море. По воде туман стелется. И вдруг, уже когда прилично отошли от берега, катер наткнулся на рыбацкую лодку. В ней, понятное дело, сидит рыболов. Весь из себя такой интеллигентный. В очках, с удочкой и одним крючком, пакетом пряников, а также с ноутбуком и спутниковым телефоном…

Начальник заставы, увидев такое дело, кинулся задерживать незнакомца. Вызвали вертолет с эфэсбэшниками, которые взяли “рыбака” под белы рученьки и увезли на допрос в Питер.

Спустя несколько дней съемочной группе объявили: “Благодаря вам был пойман настоящий нарушитель”. Больше, правда, никаких подробностей не сообщали.



Медведь и виноград

В одной из серий “Моей границы” роль нарушителя по сценарию должен был играть самый настоящей медведь. Этот бурый мишка, по замыслу сценариста, шлялся во всяких неположенных местах, заставляя тем самым срабатывать тревожные датчики, что крайне нервировало пограничников. А потом в приграничном лесу потерялись дети. И неожиданно выяснилось, что медведь по этому участку бродит не один, а со злобным, так сказать, “напарником”.

— В фильме зритель увидит двух медведей, — рассказывает Иван Соловов. — Хотя на самом деле мишка у нас был всего один. Чтобы он мог сыграть сразу две роли, его приходилось периодически гримировать. Ну, это не сложно… Достаточно было сделать ему пару подпалин, и все — родная мама не узнает. Хочу сказать, что и зарплату наш мишка весьма неплохую получал. На уровне народного артиста. Что-то около 500 долларов за съемочный день. Но с медведем одна сложность вышла. Он весь из себя дрессированный, и человек при нем специально обученный, но снимали мы “медвежью” серию осенью. А в это время года медведи уже готовятся к зимней спячке. И становятся из-за этого злыми и раздражительными. Ему спать, натурально, охота, а его сначала к гримеру, а потом в кадр. Вы бы как себя вели на его месте? К тому же в кадре ему нужно было без ошейника и намордника появляться. Так ведь страшно все-таки… Выручил нас дрессировщик. Он, как выяснилось, этого медведя к винограду приучил. И мишка за веточку лакомства был готов все что угодно простить. Нет, кроме шуток. Только он на тебя лапой замахивается, а ты ему угощение под нос… Все, агрессивность как рукой снималась…



Как в Сочи Президента охраняли

В окрестностях Сочи снимали большую сцену, в которой боевики нападают на пограничную заставу и практически полностью ее уничтожают. Для съемок требовалось много самого разного оружия. Автоматы, пистолеты, гранатометы, обычные гранаты…

После съемок режиссер с помощниками укатил в гостиницу. На завтра нужно было вылетать в другой город на съемки. Туда и использованное уже оружие должны были доставить, чтобы потом в других сценах использовать.

Оружие в Сочи везли на грузовике, следом за которым на другой машине ехал сопровождающий груз офицер. Только где-то он по дороге потерялся, отстал…

На въезде в город грузовик гаишники остановили. Попросили открыть кузов и чуть в осадок не выпали… Оказалось, через пару дней в Сочи приезжает лично президент Путин, поэтому в городе введены особые меры безопасности.

Когда в третьем часу утра режиссер с помощниками примчались в местное РУВД, то увидели замечательную картину — все оружие аккуратно разложено, а местные сотрудники его на карандаш берут. Вплоть до последнего холостого патрончика.

Представленные съемочной группой документы на груз, а также заверения, что оружие уже давно не боевое, должного действия не возымели. На все требования “освободить” груз милиционеры отвечали: “Ничего не знаем. У нас тут президент приезжает. Мы в Москву уже сообщили, от них чекисты разбираться приедут”.

В результате разбирательства чуть ли не на неделю растянулись. Видимо, пока Путин не уехал…



Опасный туризм

Там же, в окрестностях Сочи, снимали сцену перестрелки пограничников с боевиками. Боевиков, кстати, играли в основном армяне количеством около 200 человек.

Снимали в лесу по соседству с горной рекой. На которой местные турфирмы для любителей экстремального отдыха устроили так называемый рафтинг — спуск на плотах.

Теперь представьте следующую картину: из-за поворота реки появляется несколько плотов и лодок с туристами. И в то же время на берегу начинается стрельба из всех видов оружия, рвутся гранаты, бородатые люди в камуфляже неожиданно выскакивают из кустов…

Туристы, среди которых были и женщины, стали прыгать за борт. А куда деваться-то? Лодку же на горной реке не остановишь. Короче, к экстремальному рафтингу добавился и другой экстремальный спорт — киносъемки.





    Партнеры