Роли, которые нас выбирают

29 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 532

Писаные красавцы и красавицы — звезды Голливуда... В скольких замечательных, восхитительных лентах о любви им довелось сняться! Скольких зрителей они вдохновили на высокие порывы во имя высокого чувства! Кажется: эти кумиры должны знать о тайнах страсти все. Или почти все. Уж во всяком случае, сыграв бессчетное количество влюбленностей, побывав в шкурах стольких сумевших побороться за свое счастье персонажей, знают, как сберечь, сохранить свое семейное благополучие... Куда там! Почему-то среди этих голливудских пар такое же количество разводов, несчастных брачных союзов и разбитых судеб, как и в окружающей их жизни... Уж притворились бы, что ли, раз им дан талант — прикидываться... Но одно дело притворяться на протяжении короткого съемочного периода, и другое — на протяжении долгих дней, ночей, недель, лет...

Задушите ее побыстрее!

В интервью, которые дают артисты, часто приходится читать, что они мечтали бы сыграть роль Гамлета или Дон Кихота, Дездемоны или Офелии, а то и королевы Марго... Но, увы, не сложилось — эти роли предлагали другим исполнителям.

В повседневной жизни наблюдаем то же самое: кому-то хотелось бы выдвинуться на роль начальника своего отдела, но эта должность занята. Кому-то хотелось бы солировать в имидже народного трибуна и совести нации, но эту вакансию прочно оккупировал предусмотрительно захвативший трибуну другой оратор, и он не собирается ее покидать, ему и внимают люди, досадливо отмахиваясь от мешающих воспринять всю полноту его красивых речей назойливо жужжащих над ухом двойников.

На самом деле роль каждому отведена своя, надо лишь суметь ее понять и не покушаться на чужое, надо уметь примириться с тем, что Гамлетом тебе не дано стать в силу, к примеру, неподходящей внешности, а Дон Кихотом — потому что в характере недостает рыцарства и отваги; надо подойти к зеркалу, надо всмотреться в себя — и честно взвесить свои таланты и минусы, надо, наконец, учесть и настойчивые пожелания или приказания Судьбы, которая почему-то не хочет потворствовать и всячески препятствует нашим беспочвенным мечтам и капризам. Да, надо признать, что другой или другая больше годятся на роль современной Жанны д’Арк или Марии Магдалины, на роль сегодняшнего пророка и мессии или банального Данко. Увы, такова реальность. Даже если эти воцарившиеся кандидатуры кажутся нам негодными. Но от обиды не стоит терять рассудок и влезать в не близкую и не подходящую по размеру шкуру Иуды или Карандышева. Громадная мудрость — взвесить на точных весах здравого смысла свои возможности и, исходя из имеющихся в наличии составляющих, определить ту максимальную планку, которой реально можете соответствовать. У вас ведь есть в загашнике еще что-то, что отличает вас от Сусанина или Соловья-разбойника, Джека-потрошителя или Майкла Тайсона... Ну а заняв точное, именно вам принадлежащее пространство и профессиональную нишу, можно начать подумывать и о следующей ступени. Восхождение не заказано никому. Часто бывало, что, удачно сыграв маленькую, эпизодическую, проходную роль, актер получал приглашение на центральную позицию. Режиссеры ведь тоже не дремлют.

Хуже нет, чем оставаться вечным и жалким претендентом на чужую карьеру. Один известный режиссер уговаривал известного актера, мечтавшего сыграть Гамлета: “Вы Лаэрт, Женя, вы Лаэрт!”, но актер не слушал. Более того, привел в театр свою протеже, чтобы она сыграла Дездемону. В результате режиссер попросил исполнителя роли Отелло: “А вы не можете ее побыстрее задушить?” Храни небеса от такой оценки тебя окружающими!



Жулики

Если жулики, проходимцы, лжецы и воришки наличествуют практически во всех сферах жизни и человеческой деятельности, то почему их не должно быть в литературе и искусстве? Только лишь на том основании, что служение музам — возвышенная форма сознания и бытия? Но разве религиозная стезя менее духовна? Однако и в ней наблюдаем ох скольких малодостойных людей! Уж не говорю о политике, госструктурах, бизнесе... Нет, литературная сфера не может быть среди этого океана изолированным островом, огороженным заповедником, не от мира сего образованием. Хотя бы потому, что творят и создают ее люди. Ну а где люди, там обман, корысть, суета, подтасовки, фальшивки. И весь тот арсенал средств, который мы привыкли именовать мимикрией, помогающий существу из плоти и крови выжить, притворившись не тем, что оно есть на самом деле. То есть — сыграть роль.






Партнеры