Рынки пойдут в шопы

Мэрия ищет дорогие склады для бедных москвичей

26 марта 2004 в 00:00, просмотров: 230
     Говоря о перспективах столичной торговли, чиновники все чаще переходят на английский язык. Рынки называют “гипермаркетами”, небольшие магазинчики, расположенные на первых этажах жилых домов, — “корнер-шопами”, а оптовые торговые центры — “моллами”. Во-первых, звучит красивее. Во-вторых, народу менее понятно, о чем на самом деле идет речь. Ну и, в-третьих, замена родных понятий английскими синонимами наглядно демонстрирует общую тенденцию развития потребительского рынка: старые, привычные москвичам формы торговли уходят, расчищая место для новых.
  
   
     “Торговля двинулась в сторону “крупняков”, — заявил на последнем заседании городского правительства Юрий Лужков. Первые жертвы на этом пути уже намечены — рынки.
     По сравнению с основной массой россиян москвичи, конечно, живут неплохо. Но и не настолько хорошо, чтобы совсем не задумываться о том, где приобрести хлеб насущный и другие необходимые для нормального существования товары (одежду, мебель, стройматериалы, бытовую технику). Согласно опросам, каждый второй москвич затоваривается на рынке. В субботу и воскресенье столичные базары посещают до 3 млн. человек, а к некоторым прилавкам очередь выстраивается, как в застойные времена. Главная причина: более низкие по сравнению с магазинными цены.
     В правительстве города все это понимают, но с проторенной дорожки сворачивать не намерены. Рынков уже стало почти в два раза меньше, чем в 2000 году (135 против 240), а в 2006-м их останется всего 23. Чиновники заявляют, что, ликвидируя рынки и выстраивая на их месте суперсовременные торговые центры (моллы и гипермаркеты), они сражаются за народное счастье, против некачественных товаров и обмана покупателей. На самом деле это борьба прежде всего за собственные интересы.
     По прикидкам экспертов, доля неучтенного товарооборота в рыночной торговле достигает 25%. Поэтому из 23 вышеупомянутых рынков 14 — государственные унитарные предприятия (ГУПы), контролировать которые заведомо проще, чем всякие ЗАО и ООО.
     Что касается остальных 112 объектов рыночной торговли, то пока точно определена судьба лишь 39 из них. Большинство рынков (в том числе такие известные, как Измайловский, Даниловский, Центральный, Палашевский, Москворецкий, Черемушкинский) после реконструкции превратятся в “многопрофильные центры с торгово-развлекательным уклоном”. Департамент потребительского рынка обещает, что овощами, фруктами и другой сельхозпродукцией в них продолжат торговать обязательно, но по каким ценам — не уточняет. Как показывает практика, стоимость привычного набора в “цивилизованных” предприятиях торговли по сравнению с “нецивилизованными” выше на 25—30%.
     Кроме продуктовых рынков москвичам скоро придется попрощаться и с привычными вещевыми и строительными развалами. “Дмитровский Двор” и “Каширский Двор” до 2006 года перепрофилируют в большие торгово-складские помещения. Вообще магазин-склад — одна из наиболее перспективных форм столичной торговли. В Москве предполагается построить сразу с десяток магазинов по типу “Метро Кэш энд Кэрри”, ориентированных на оптовую продажу непродовольственных товаров. Приобрести там можно будет что душе угодно — от стирального порошка до компьютера. Уже известно, что обувью будут торговать на территории промзоны Котляково, а за столами и стульями надо будет ехать в ангары Московского подшипникового завода.
     



Партнеры