Тициана опознали

Через 100 лет картине вернули имя автора

1 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 205
     Музей изобразительных искусств имени Пушкина может теперь с гордостью утверждать, что в его коллекции находится Тициан. До сих пор подобной привилегией в нашей стране обладал лишь Эрмитаж.
     
     Самое интересное, что “Портрет кардинала Антониотто Паллавичини” был в Пушкинском с 20-х годов прошлого века, когда музею передали из Эрмитажа часть знаменитой коллекции Пьера Кроза. Это та самая коллекция, которую Екатерина II купила в Париже с помощью Дидро и которая легла в основу Эрмитажа как музея. В этой коллекции “Портрет...” числился как тициановский, однако в начале ХХ века его авторство вдруг подвергли сомнению. Первым начал сомневаться Отто Мюндлер, немецкий искусствовед, ему вторил итальянец Лионелло Вентури. В результате авторство было приписано Себастьяно дель Пьомбо (1485—1547), ровеснику Тициана, с которым они вместе учились у Джованни Беллини.
     Под этим авторством картина и хранилась долгое время в Пушкинском. Пока полотно не начали реставрировать.
     — Когда сняли поздние слои краски и изучили картину в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах, — рассказала нам Виктория Эммануиловна Маркова, хранитель коллекции итальянской живописи, — мы обратили внимание на очень характерные для Тициана авторские правки, особенно это касалось контура головы. Подобный прием часто встречается в других его полотнах. Имя великого живописца могло вернуться к картине много раньше. В 30-х годах ее реставрировал Павел Корин, но тогда еще не существовало высоких технологий изучения старых полотен.
     


Партнеры