Черно-белая “Hора” закатывает глазки
Героиня Ибсена стала звездой немого кино
Режиссер спектакля Михаил Бычков (сам он из Воронежского камерного театра) “решил” большую драму в комедийном камерном формате. Конечно, можно и так ставить “Нору”, и перетак, тем более что сейчас можно все, что не запрещается законом.
Скажем, в самой пьесе для сегодняшнего дня много “затяжек”, откровенно занудных мест. Нет чтобы их выбросить, так постановщики решили их приукрасить стилистикой немого кинематографа, преобразовав Нору в Веру Холодную (актриса Марина Солопченко) с закатыванием глаз, жеманничаньем, дергающимся огоньком света, этаким архивом фотокинодокументов. В конце спектакля этот прием как бы оправдывается: Нору все самые близкие люди считали за куклу, вот она и кривлялась полспектакля... Первые два эпизода в таком духе — смешно. Но последующие...
Питерский вариант отличает историческая правдоподобность и в декорациях (художник Эмиль Капелюш), и в том, как выглядит главная героиня — на сцене предстает женщина эталонной красоты не сегодняшнего дня, а рубежа XIX—XX веков... Но в то же время постановщикам не хватило решимости побороться с Ибсеном за его же “Нору”. Пытались извлечь реализм и “правду”, отстоять каждую фразу, не мельча формат драмы в угоду современности, однако получили добротный, но скучный спектакль, несмотря на все добросовестные уловки.