Квартира с кошкой и дюжиной прохвостов

Полтора десятка гостей столицы организовали в Москве то ли фирму, то ли банду, то ли театральную студию. Фирму — потому что у них был офис с телефонами и штат сотрудников. Банду, потому что все, кто здесь работал, трудились ради единственной общей цели: обобрать как можно больше людей, желающих снять в Москве квартиру. А театральную студию, поскольку набирали сюда совсем как в школу актерского мастерства — по внешним данным и артистическим способностям… У них был свой, понятный лишь им язык и строгое деление на касты. И полная уверенность в собственной безнаказанности… В начале мая милиционеры повязали всех разом. “Нет, ну еще можно понять, если бы они москвичей богатеньких обдирали, — разводят руками оперативники, — так ведь напротив: по сути дела, своих же земляков…”

Все сотрудники были похожи на шпионов

Сложно сказать, когда 35-летней Екатерине (в интересах следствия данные не раскрываются. — Авт.) пришло в голову заняться аферами в риэлтерской области. Может, сама идейку разработала, а может, кто и подсказал, ведь схема проста и не нова. Кстати, по предварительным данным милиции, женщина не была судима, тем более за мошенничество, и не имела опыта работы квартирным агентом. В любом случае, воплощение плана в жизнь началось быстро и с размахом.

В конце прошлого года в Москве официально зарегистрировалась фирма с солидным, но ничего не говорящим названием “Финресурс”. Под руководством некоего Кузнецова.

Кстати, о Кузнецове. Забегая вперед, скажу, что потом стражи порядка отыщут этого человека и зададут все полагающиеся вопросы. И узнают, что когда-то москвич потерял паспорт. Короче, Кузнецов ни при чем — просто аферисты все это время пользовались его данными.

Контора сняла помещение в одной из пристроек к Савеловскому рынку, по соседству с несколькими небольшими фирмами. В новоиспеченное ООО привезли столы, стулья, подключили несколько телефонов. Вскоре контора заполнилась многочисленными сотрудниками. Как теперь подмечают оперативники, внешне всех работников “Финресурса” объединяло одно — стандартные, не запоминающиеся лица, как у шпионов. Вскоре в московских рекламных газетах появились многочисленные объявления о сдаче квартир и комнат. С телефонами “Финресурса”. В то же время листками, предлагающими услуги этой фирмы, оказались оклеены чуть ли не все фонарные столбы по Москве и ближнему Подмосковью. С февраля этого года в “Финресурс” потянулись бесквартирники, а в общак — наличные. Бизнес набирал обороты…

Мошенники давили на жалость к кошкам

Банда, возглавляемая Екатериной и несколькими ее соратниками, работала отлаженно и бесперебойно, как единый механизм. Ведь каждому “сотруднику” было четко разъяснено, к какой “касте” он принадлежит и что входит в его обязанности. Служащие знали, что их “работа” внимательно отслеживается и контролируется. И соблюдали дисциплину. Да и набирали сюда людей не с улицы, а “приличных”. Чаще всего по знакомству — кто-то из сотрудников порекомендовал земляка, друг посоветовал, и т.д. В этом смысле “Финресурс” походил на типичную преуспевающую корпорацию. Итак, о каждом “отделе” — по порядку.

Расклейщики объявлений. Это была самая низшая “каста” в шайке риэлтеров. Работников снабжали кипами бумажек с телефонами. За каждым человеком закреплялась определенная зона в Москве или Подмосковье. Более того, даже телефонные номера в объявлениях были поделены на группы и четко распределены по служащим.

Объясняю наглядно. Допустим, Вася Пупкин, которому велено “окучивать” район от “Рижской” до “Ботанического сада”, берет объявления с указанными там двумя “финресурсовскими” номерами. А Дуся Кузина, обклеивающая Пушкинский район, — те листочки, где даются другие два телефона. Для чего это делалось? А для контроля. Когда клиенты впоследствии будут обращаться по объявлениям, руководство, видя, на чьи телефоны приходит больше звонков, сразу определит, кто из расклейщиков работал хорошо, а кто схалтурил. Например, выбросил все листовки в урну. За каждое полученное (считай, расклеенное) объявление работнику причиталось 50 копеек.

Помимо столбов мошенники взяли штурмом все ведущие рекламные издания о недвижимости. Составляя объявления о сдаче квартир и комнат, аферисты проявили недюжинную смекалку — можно подумать, всю жизнь учились на психологов и пиарщиков. Все их уловки сводились к одному простому правилу: клиент должен увидеть не сухую информацию, а нечто “домашнее”. Чтобы сразу понял: не абстрактные (а значит, подозрительные) агенты сдают площадь, а конкретные живые люди. В текстах объявлений помимо стандартных метров и этажей как бы невзначай давалась наживка: “Требуется уход за кошкой”. Иногда, для разнообразия, виртуальные владельцы квартир предлагали будущим жильцам следить за библиотекой хозяина или же поливать цветы.

— Вот, пожалуйста, — сотрудник ОБЭП Северо-Восточного округа протягивает мне газету “Квартира. Дача. Офис” за 29 апреля этого года. Только на одной странице жирной ручкой обведены сразу четыре объявления. Разные станции метро, разные телефоны. Но везде — очень заманчивый (потому что располагающий) текст:

м. “Автозаводская”. Комн. 5 мин. пеш. в общежитии, меб., холод., можно иногородним. Сдается. Тел. 927-35-32.

м. “Авиамоторная”. Комн. в 2-комн. кв. Авиамоторная, 4/9 эт. кирпич, жил. пл. 22 кв. м, кух. 9.5 кв. м, вторая комн. закрыта, в связи с частыми командировками треб. уход за кошкой. на длит. срок, цена договорн. Сдается. Тел. 927-35-28, 927-35-29.

Гастарбайтер или же иногородний студент, прочитавший такое душевное, человечное объявление, сразу бежал звонить по указанному номеру. И попадал в объятия к телефонистам из группы созыва. Так в “Финресурсе” называли восьмерку сотрудников, принимавших звонки (в конторе им полагались 20 процентов от сделки).

Все они сидели в одной комнате, на стене которой висела большая карта Москвы. Поскольку аферисты были приезжими, карта им очень помогала врать. Операторы отвечали приветливыми голосами, учтиво интересовались, в каком районе клиент хотел бы снять жилье. И, бросив взгляд на карту, выдавали супервариант. От балды.

Когда потом милиционеры узнают о “Финресурсе” и один из них позвонит туда от имени клиента, произойдет следующий диалог:

— Добрый день, я хотел бы снять квартиру.

— В каком районе?

— На севере Москвы.

— Так, посмотрим… Возле метро “Войковская” вам подойдет?

— Да. А конкретнее?

— Подъезжайте в офис — все расскажем.

— Вы знаете, я могу сегодня и не успеть к вам подскочить. А завтра можно приехать?

— Ну… завтра квартира может и “уйти”…

Желание продолжать разговор у оператора сразу пропало, потому что главной его задачей было заманить клиента в офис.

Работа “группы созыва”, также как и расклейщиков объявлений, подвергалась строгому контролю. В телефонной беседе с клиентом сотрудник далеко не всегда интересовался его родом деятельности, моральным обликом или национальностью, но обязательно спрашивал имя. Чтобы потом, если он приедет заключать договор, руководство знало, кого из телефонистов следует поощрить.

Вместе с “группой созыва” в конторе постоянно сидели менеджеры (обычно их было трое), именуемые в “Финресурсе” разводящими. Их целью было раскрутить клиента на деньги. При этом простачок-посетитель получал любопытный договор. Анализировать его — дело специалистов. Единственное, что сразу должно было насторожить постороннего человека, это крайне мелкий шрифт и короткий срок действия договора — до 10 дней... Разводящим отстегивались 10 процентов от дневной выручки.

Убедить визитера в том, что идти на сделку выгодно, что предлагаемый вариант идеален, помогали так называемые агенты-координаторы. Их функции могли выполнять как специально нанятые “артисты”, так и (по совместительству) расклейщики объявлений. Они вступали в игру, как только приходил клиент.

— Давайте прямо сейчас наберем на сотовый хозяину, — предлагал сотрудник фирмы. И доставал мобильный.

Вместо хозяина на звонок отвечала подставная утка — координатор, находившийся в это время на улице, а иногда и прямо здесь же, в соседней комнате. “Хозяин” расписывал клиенту все прелести своей квартиры, причем придумывал их прямо на ходу. Затем договаривался встретиться в условном месте — метро, подземный переход и т.п. Он, мол, сам отведет клиента к себе… После разговора посетитель обычно не раздумывая подписывал договор и вручал фирме деньги. Между прочим, стоимость такой услуги (она же — месячная стоимость проживания) была на удивление низкой — в среднем 3,5 тысячи рублей.

На деньги жертв пировали каждый вечер

Излишне говорить, что, приехав в назначенное время на встречу, обманутый клиент напрасно ждал “хозяина”. Возмущенный, он снова приходил в “Финресурс”. Сотрудники компании уверяли его, что сами шокированы таким постыдным поведением владельца квартиры. И предлагали подыскать другой вариант. Ситуация повторялась. Так могло продолжаться несколько раз, пока до жертвы наконец не доходило, что ее попросту водят за нос. Тогда пострадавший гневно требовал вернуть ему деньги. На это у аферистов уже был готов стандартный, логичный с виду ответ: “Пишите заявление на имя директора нашей фирмы… Кузнецова”. Ну а дальше они просто тянули время. Можно только предполагать, какие проклятия посылались все эти месяцы в адрес ничего не подозревающего москвича Кузнецова… Особенно когда спустя пресловутые 10 дней клиенту сообщали, что срок договора истек... А в Интернете между тем страницы форумов по недвижимости все заполнялись сообщениями от бесчисленных жертв: осторожно — аферисты.

Из свидетельств потерпевших:

“Это чистой воды лоходром! Заключается договор на устные информационные услуги, берется так называемый залог, а затем предоставляются несуществующие варианты!”

“Финресурс” предлагает 1-комнатную квартиру бесплатно, только коммунальные услуги, смотреть за персидской кошкой. Хозяйка на два года уезжает работать. Сначала загорелся. Агентство просит 3500 р. как страховку на случай, если я их захочу обмануть. Поехал прояснить ситуацию и почитать договор в офис на Савеловском радиорынке (они говорят, что уже 2 года в этом офисе работают). Поговорил по телефону с хозяйкой… В договоре у них только одно обязательство — устно сообщать адреса квартир. Когда я сказал, что договор неправильный и денег сейчас нет, заплачу вечером, вообще потеряли ко мне интерес и начали хамить”.

“Такой глупости не ожидала! Ходила–таки я в это агентство. Там столько сразу недочетов кидается в глаза… Самое главное — это то, что оператор скажет вам про персидскую кошку. Агент, что вас встретит, — сиамскую, а потом еще и сибирскую назовет. Дескать, выбирайте сами…”

Клиентами аферистов чаще всего становились иногородние, одинокие люди. Понятно, что далеко не каждый гость столицы пойдет в милицию из-за трех тысяч целковых. На то и делали ставку мошенники.

Интересно, что бы почувствовали бедняги потерпевшие, зная, как веселятся на их кровные обманщики? Что в конце каждого “рабочего дня” устраивают в офисе шумные корпоративные вечеринки — пьют, едят, фотографируются… Насколько поняли оперативники, в таких застольях принимал участие весь состав банды риэлтеров.

Сотрудники ОБЭП УВД СВАО, которых буквально завалили заявлениями от обманутых граждан, накрыли всю честную компанию разом, дождавшись, когда персонал соберется в офисе в полном составе. К сожалению, пока находится в бегах сама идеолог организации. Хочется верить, что лишь до поры. Дама, кстати, забирала себе львиную долю всего навара и жила в столице на широкую ногу. Уже известно, что прибыль от махинаций составляла около 2 тыс. долларов в день — из них в карман “атаманши” шли 1,2 тысячи.

Сейчас большая часть персонала “Финресурса” отпущена под подписку о невыезде. Мошенники дают признательные показания. Пятеро подручных Екатерины арестованы. Как выясняется, практически все мошенники — приезжие с разных концов бывшего Союза. Даже сама предводительница в Москве прописана недавно… Всех, кого обманули в “Финресурсе”, милиция просит звонить по телефонам: 216-03-00, 216-02-26 и 216-04-43.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру