Танцующий пилот

4 июля 2004 в 00:00, просмотров: 952

В детстве родители подарили ему игрушечный самолет. Мальчик носился с маленьким лайнером, воображая себя взрослым пилотом. Теперь у него настоящие самолеты и даже собственная авиакомпания, а вся одежда вплоть до шортов обклеена буквами “JTA” — “Джон Траволта — Air-line”. Он всемирно известный актер с миллионными гонорарами. У него любящая жена и двое детей. Экранный Траволта — это соединение обаяния, уверенности, юмора и мужественности. Невозможно представить, что кто-то или что-то в состоянии вывести его из равновесия. Ведь пилоты не плачут, даже если терпят катастрофу. Но в жизни Траволты был период, когда он рыдал навзрыд, словно маленький мальчик, чей детский самолет упал на землю и разбился.

Страстные любовники мать и сын

В те времена Траволта мечтал о большом кино, а его на части разрывали телевизионные продюсеры. Успех Траволты в сериале “Возвращайся назад, Коттер!” принес ему обожание всей Америки. Кстати, он здесь еще и пел. Первый диск, названный его именем, был издан в 1976 году и полностью распродан. Дошло до того, что журнал “Billboard” объявил его лучшим певцом года. И вот очередное предложение от ТВ: роль в телефильме “Мальчик в пластиковом пузыре”. Траволта с неохотой подписывает контракт, но кто бы мог подумать, что с этого фильма начнется один из самых счастливых и трагичных периодов в жизни Траволты.

В роли его экранной матери выступала актриса Дайана Хайлэнд. Она была старше Траволты на восемнадцать лет, Джону двадцать два, а ей сорок, но это не помешало им влюбиться друг в друга с первого взгляда. Хайлэнд была удивительной женщиной, из тех, кто не боится своего возраста, к тому же обладающей обаянием и чувством юмора. “У тебя прекрасная внешность, дорогой, но это быстропортящийся товар, — говорит она Траволте. — Если ты мне изменишь, я расцарапаю тебе лицо ногтями, и тебя перестанут приглашать на главные роли”. И тут же, как опытный педагог, предлагает Траволте разыграть с десяток этюдов на тему человека с поцарапанной физиономией. Вместе они включались в игру, имя которой театр, фантазировали, смеялись, шутили — экранная мать и ее сын-любовник. Их счастье казалось вечным и безоблачным.

А на самом деле вместе им оставалось быть совсем недолго. Дайана была тяжело больна, врачи поставили ей страшный диагноз: рак. Актриса знала, что обречена, и безумно спешила пожить еще немного, придумывая для себя и своего возлюбленного что-то новое, неожиданное, лишь бы не думать о смерти.

Всего одиннадцать месяцев

Тут Джона приглашают на главную роль в музыкальном фильме, с названием которого еще не определились. Сценарий Траволте не очень нравится, но наконец-то роль в кино. Дайана убеждает его согласиться, говоря, что фильм должен получиться классным и обязательно будет иметь успех. Поддавшись на ее уговоры, Джон подписывает договор, даже не представляя, каким триумфом для него обернется участие в картине.

А Дайане становится все хуже. Из жизнерадостной молодой женщины она превращается в маленькую высохшую девочку, легкую и хрупкую, как стрекоза. Когда ее кладут в клинику в Лос-Анджелесе, Траволта, в это время находящийся в турне в Нью-Йорке, бросает все дела и прилетает к ней. Будучи не в состоянии справиться с горем, Траволта рыдает навзрыд в кабинете врача, умоляя найти какое-нибудь спасительное лекарство. Сколько таких, как он, рыдало в этом мире, умоляя спасти близкого человека, но...

Узнав, что за роль в фильме “Мальчик в пластиковом пузыре” ей присуждена премия американского телевидения “Эмми”, Дайана горько шутит: “Ну вот и надгробие готово”.

Дайана умирала на руках Траволты. Она тихо улыбалась сквозь слезы, повторяя одно и то же: “Ты должен быть всегда таким. Держи себя, малыш, не надо слез. Верь в себя, ты должен быть великим артистом”. Джон ничего не мог сказать в ответ, он прижимал к себе худенькое тельце, нежно гладил Дайану и плакал. Всего одиннадцать месяцев длилась их страстная любовь.

Лихорадка субботнего вечера

А тот фильм, на который благословила Траволту Дайана, — легендарная лента “Лихорадка субботнего вечера”. Картина, сделавшая Траволту самым желанным секс-символом Америки, принесшая ему мировую славу. Причем никто из тех, кто принимал участие в фильме, и представить не мог подобной реакции зрителей. Это было что-то вроде эпидемии. Урагана, который закрутил весь мир. Всемирная премьера состоялась 12 декабря 1977 года в Голливуде — в театре “Chinese Grauman”. Телевидение вело прямой репортаж с этой огромной дискотеки, на которой собрались многие звезды Голливуда и шоу-бизнеса. Но главным персонажем был, конечно, Джон Траволта. Расставшись с “фирменным” костюмом своего экранного персонажа Тони Манеро, Траволта блистал в шикарном смокинге и танцевал.

Танец Траволты — это нечто уникальное. Тут соперничать с Джоном не сможет никто из артистов кино второй половины двадцатого века. Траволта самой природой создан для танцев. Пластичный, с гибким, как у змеи, торсом, выразительными руками и внутренним темпераментом. Но Траволта и сам изрядно попотел, чтобы добиться выдающихся танцевальных результатов. Этот американец, в жилах которого смешались итальянская и ирландская кровь, еще учась в школе, с увлечением занимался танцами в школьной танцевальной студии. Здесь он пристально наблюдал за чувственным, естественным танцем своих чернокожих друзей, а на танцплощадках предпочитал танцевать с чернокожими партнершами. Во время “Лихорадки” Траволта изводил себя каждодневным тренингом, часами отрабатывая тот или иной элемент.

Танцующий Траволта — это кошачья грация и ни одного лишнего движения. Каждое па, прыжок, поворот головы, взмах руки — все рассчитано до миллиметра и насыщено такой энергией, что кажется: мгновение — и она вырвется на свободу, сметая всех и вся. Но ничего подобного, Траволта никогда не дает танцевальному темпераменту разрушить четкий, графически вычерченный рисунок танца. Танец Траволты напоминает вулкан на грани извержения, что приводит зрителей в состояние наркотической эйфории.

После “Лихорадки” он будет танцевать в “Бриолине”, а в режиссерском дебюте Сильвестра Сталлоне — фильме “Оставаясь живым” — Траволта выступит в роли профессионального танцовщика. И покажет не только парадную сторону успеха танцовщика, но и изнанку — тяжелый, изнурительный труд, пот, травмы и разочарования. Будет танцевать Траволта и в ленте Тарантино “Криминальное чтиво”. Вместе с Умой Турман он исполнит твист. Эпизод продолжительностью в несколько секунд станет одним из самых притягательных в картине.

Одиночество не знает тишины

Успех “Лихорадки” и “Бриолина” принес Траволте высочайшие гонорары. У него появилась возможность реализовать мечту своего детства — стать владельцем частной авиалинии “J.Travolta — Air-line”. Траволта покупает пассажирский самолет “DC-3”, приспособленный для перевозки пятнадцати пассажиров, а еще одномоторный двухместный самолетик “Aircoop”. Теперь у него в ангаре целых два летательных аппарата.

Но в этот столь счастливый для Траволты момент на него обрушивается еще один страшный удар. Умирает его мать Хэлен Траволта, как и Дайана, от рака. Видеть страдания близкого человека, сгорающего у тебя на глазах от этой коварной болезни, сознавать, что ничем не можешь помочь, и только плакать от беспомощности и жалости — это страшно. И вот вновь Траволта переживет то, что испытал, когда из жизни уходила Дайана.

Джон был шестым, последним ребенком в семье, наверное, поэтому такой тесной оказалась связь между матерью и сыном. Она была для него всем: мамой, другом, наставником. Она верила в него и помогала. Именно Хэлен поддерживала его в те времена, когда он бился за место под голливудским солнцем. И вот теперь ее не стало. Не к кому приехать, приласкаться, попросить совета. Джону кажется, что его жизнь остановилась, а он сам, потеряв Хэлен, потерялся в этом жестком и чужом мире. Он всего лишь маленький мальчик, хотя у него и большие самолеты, но какой смысл жить и летать, если ее нет рядом.

Джон впадает в тяжелейшую депрессию. Он переезжает на свое ранчо к северу от Лос-Анджелеса, купленное незадолго до этого за 150 тысяч долларов, и погружается в одиночество. Ему присылают многочисленные сценарии и горы писем. Письма он даже не вскрывает, а сценарии толстыми пачками складывает в комнате для гостей. В одиночестве он целыми днями бродит по окрестностям.

Его исчезновение рождает массу слухов, среди которых есть самые дикие. Так, некоторые газеты утверждают, что инопланетяне, давно ищущие лучшие виды человеческой расы и оценившие фильмы с участием Траволты, похитили артиста где-то под Парижем.

А Траволта живет недалеко от Лос-Анджелеса, будучи не в состоянии вырваться из кризиса. Он не хочет никого ни видеть, ни слышать, отказывается от концертных гастролей, от съемок в кино. Но нужно отметить силу духа Траволты, его внутреннюю стойкость. В отличие от других кинозвезд, на долю которых также выпадали черные периоды, он не спился, не стал наркоманом. Джон лишь спрятался от людей, пытаясь найти спасение в одиночестве. Но одиночество не знает тишины и не дарит спасения. Тишина одиночества больно разрывает сердце, гудит сильнее самого мощного колокола.

Оставаясь живым

Траволта понимает, что больше так продолжаться не может. Он решает вернуться в кино, ведь он настоящий актер, не мыслящий своего существования без съемочной площадки или театральных подмостков.

Он снимается в фильме “Городской ковбой”. Картина имеет хорошую критику и неплохую кассу, но событием не становится. Затем на экраны выходит лента “Blow out”, и вновь скорее неудача, чем успех. Затем он снимается в фильме Сильвестра Сталлоне “Оставаясь живым”. И, повинуясь категорическому требованию Сталлоне, Траволта начинает худеть. Если в основе фильма танцы, то танцевать их должен пластичный парень, а не объедающийся пиццами итальянец, считает Сталлоне. И начинается... Строжайшая диета и насыщенные тренировки. Шесть дней в неделю по три часа Траволта мучает свое тело на тренажерах, а затем, когда тренажерная пытка сокращается до часа в день, артист переходит к танцам. Им отводится восемь часов. И все это на протяжении восемнадцати недель. Вскоре Траволту невозможно узнать: мускулистый, стройный, подтянутый. А однажды Сталлоне выдвигает новое требование: Траволта должен сбрить волосы на груди. Джон в растерянности: а не повредит ли это его имиджу, полюбившемуся миллионам американцев, не станет ли он походить на сладкую голливудскую звезду двадцатых годов? Но Сталлоне неумолим, целую неделю он борется с Траволтой за чистоту его груди, и Джон наконец сдается.

Премьера фильма проходит с успехом, но это всего лишь успех, а не триумф, подобный тому, что обрушился на Траволту после “Лихорадки субботнего вечера”.

А потом для Траволты наступает период простоя, растянувшийся на четыре года. Он вдруг становится ненужным. Его старые фильмы еще пользуются успехом, но новых ролей никто не предлагает. Пережившего годы бездействия Траволту поджидает другая неприятность: фильмы, в которых он снимается после перерыва, заканчиваются для артиста полным провалом. У продюсеров его имя начинает ассоциироваться с неудачей.

Семейные радости

Но однажды все меняется и в профессиональной, и в личной жизни актера. Он снимается в фильме “Ты посмотри, кто там заговорил”. И Траволта вновь становится любимцем публики и продюсеров. Но еще большей неожиданностью для всех оказывается известие, что Траволта женится. Его избранница — актриса Келли Престон, с который Траволта одно время встречался, но потом их отношения носили чисто дружеский характер. Никто не верил, что свадьба и впрямь состоится. Но в полночь 5 сентября 1991 года они стали мужем и женой. Свадьба проходит в Париже, поскольку Траволта считает этот город одним из самых романтичных в мире. Шафером стал Жерар Депардье. После церемонии бракосочетания все отправились в небольшой ресторан. Джон попросил сыграть его любимую мелодию из фильма “Мужчина и женщина” и под звуки ресторанного оркестра вручил жене подарок: золотой браслет, усыпанный жемчугами. Вскоре у них родился сын, которому помешанный на авиации отец дал необычное имя Джет, что означает реактивный двигатель. И для Траволты наступает один из счастливых периодов в жизни. Он настолько увлечен семейной жизнью, что, подписывая очередной контракт, ставит обязательный пункт, согласно которому ему должны предоставлять возможность проводить уик-энды в семейном кругу.

А буквально через три года после свадьбы Траволты, 20 мая 1994 года, на международном фестивале в Канне состоялся показ “Криминального чтива” Квентина Тарантино. После просмотра зал взорвался громом аплодисментов, которые продолжались тридцать минут. Траволта вновь, как после “Лихорадки субботнего вечера”, испытал ни с чем не сравнимые чувства — радости, удивления и легкого испуга. Он вновь любимец миллионов кинозрителей.

* * *

В феврале этого года Джону Траволте исполнилось пятьдесят лет. Он всемирно известный актер с миллионными гонорарами. Среди недавних работ Траволты роли в фильмах “Достать коротышку”, “Сломанная стрела”, “Без лица”. У него любящая жена и двое детей. А еще собственные самолеты, о которых он мечтал с детства. Правда, в детстве они были игрушечные, а теперь настоящие. Невозможно представить, чтобы кто-то или что-то вывело его из равновесия. А что до популярности, то к ней артист относится спокойно. “Я не думаю, что популярность может изменить актера, — признается он в одном из интервью. — Она просто ярче освещает человека. Если он мерзавец, то так и останется мерзавцем, разве что станет всем известным мерзавцем. А если вы честный и скромный человек, то вы будете еще симпатичнее вашим поклонникам. Я надеюсь, что большие афиши не помешают мне остаться самим собой, каким я был 15 лет назад”.

Из досье “МК”

В 1985 году Белый дом посетила леди Диана. По ее просьбе Нэнси Рейган пригласила на торжественный прием Джона Траволту. Артиста заранее предупредили, что Диана никогда не танцует на подобных торжествах. Но когда леди Ди подошла к Джону, чтобы выразить восхищение его талантом, Траволта не удержался и пригласил принцессу на вальс. Диана не смогла отказать Траволте и подарила ему танец.


Однажды к Траволте обратилась разочаровавшаяся в жизни домохозяйка из Беверли-Хиллз с просьбой продать... свою сперму за миллион долларов. Она хотела, чтобы Траволта стал отцом ее ребенка, но не собиралась заниматься с ним сексом. На что Джон ответил: “Конечно, я был польщен, но это меня не заинтересовало. Если бы она предложила двадцать миллионов, то я бы, может, и согласился”.


В 2002 году в ходе торжественной церемонии в международном аэропорту Лос-Анджелеса руководство австралийской авиакомпании “Qantas” сообщило, что Траволта блестяще прошел испытания и получил звание второго пилота самолета “Boeing 747-400”. Генеральный директор компании прикрепил на синюю униформу Траволты эмблему “Qantas” — золотые крылья.


Как-то Траволта приехал в один из колледжей Нью-Йорка, чтобы прочитать лекцию об актерском мастерстве. На пути к аудитории Траволта услышал крики — это взывали о помощи двадцать шесть студентов, застрявших в лифте. Актер мог бы вызвать диспетчера, но решил, что сам сможет помочь несчастным. Траволта раздвинул створки дверей и со словами: “Спокойно, детки, это Джон Траволта, все в порядке”, — выпустил студентов на волю.


Во время съемок “Криминального чтива” Квентин Тарантино узнал, что Траволта не умеет пользоваться наркотиками. Тарантино ему сначала не поверил. Суперзвезда — не наркоман!!! Пришлось режиссеру познакомить Траволту со своими друзьями, которые и провели инструктаж артиста.



Партнеры