Из Ивана-дурака человека-паука

Мир зажат, расчерчен тротуарами, отрегулирован светофорами и Правилами дорожного движения. Кругом пешеходные “зебры”, подземные переходы, по газонам не ходить, на памятниках архитектуры не сидеть, только тихо восторгаться... Правда, есть люди, которым абсолютно наплевать на все нормы и правила. Они не ходят по натоптанным маршрутам. Свободное племя трейсеров, фанатов паркура, передвигается в другой плоскости, а каждый городской фасад для них — задача на выживание. Паркур — это гремучая смесь акробатики, бега, скалолазания, боевых искусств. В общем, Спайдермен нервно курит в сторонке.


Вообще-то словечко “паркур” попахивает навозом и лошадиным потом. Это термин из конного спорта, обозначающий особого вида трассу, где специально понатыкано чего попало, чтобы коняга ноги переломала. В дословном переводе — преодоление препятствий. Для городского паркура лошадь, собственно, без надобности, так как ты сам выступаешь в виде лошади. Правила просты. Видишь стену — перелезь, канаву — перепрыгни. А если в твоем районе дома низенькие, то и вовсе, считай, повезло: можно и по крышам прыгать.

“Нет границ, есть лишь препятствия” — такова философия паркура. Препятствия — весь городской пейзаж: ограды, стены, крыши и расстояния между ними. Преодолеть, перелезть, перепрыгнуть, без амуниции и без страховки. Милиционеры свистят — преследуют правонарушителей, бабульки крестятся и проклятиями сыплют. А они, как ниндзя, по отвесной стене взбегают. В общем, экшн, драйв и адреналин.

Это новая романтика такая: перекреститься, сказать себе что-нибудь успокаивающее, маму вспомнить — и махнуть с крыши на крышу. А потом долго еще лежать, с опаской пересчитывать руки-ноги и радоваться. Как ребенок, радоваться тому, что ты еще жив. И даже не искалечен.

Основателем и отцом стиля паркур можно считать Дэвида Билля. Этот парень всю жизнь прожил во французском городке Лисс, что недалеко от Парижа. Хулиганом был еще тем. Когда в их городе построили стену для скалолазов, отец Дэвида тут же наложил табу и под страхом порки запретил Дэвиду приближаться к 20-метровому сооружению. И зря он так горячился: один черт малец развлекался, прыгая по верхушкам деревьев. Просто так, за неимением альтернативы. А в 1987 году, когда Дэвиду было 14 лет, судьба свела его с еще одним отмороженным по имени Себастьян Фукан. Вдвоем они замутили экстрим для городских хулиганов. Немного попрыгав по городу, друзья поняли, что появляется спорт. Они пересекли родной город вдоль, поперек, по вертикали и диагонали. Прыгали с крыши на крышу, взбирались вверх по стенам, творили в воздухе над головами очумелых прохожих такое, что мама не горюй. Понятное дело, у босоногих французских подростков крышу от этого сорвало напрочь, и тренировки начали проходить при большом количестве любопытствующего народа.

Людей, занимающихся паркуром, стали называть трейсерами (что в переводе означает — “люди, прокладывающие новые пути”). Стиль приобретал все более четкие формы, обрастал новыми трюками, оттачивалось мастерство. Дэвид, Себастьян и шестеро их боевых друзей собрали первую в истории стиля паркур-команду. Они называли себя ямакаси (Yamakasi). В переводе с японского сленга это словечко означает “хулиган”. Их пример — другим наука: парни стали знаменитыми. Давали интервью, снимались в рекламных роликах. Команда распалась в 1998 году из-за пустяка. Ямакаси предложили участвовать в съемках мюзикла “Notre Dame de Paris”. Ну, там, трюки ставить и все такое. Основной хулиганский состав не возражал. Но Дэвид и Себастьян не пожелали связывать себя двухлетним контрактом. На этой почве в команде пошел раскол, и история ямакаси закончилась. Все, что осталось от хулиганов, — это группа последователей-энтузиастов и художественный фильм Люка Бессона “Yamakasi”.

Французский городок Лисс, родина Билля, — это место, где паркуром занимается каждый второй. Там никто не удивляется, если, проснувшись рано утром, видит в окне радостного трейсера, свисающего с верхних этажей. Именно в Лиссе 20 июля каждого года проходят дни паркура, в них принимают участие молодые команды во главе с Себастьяном Фуканом, который эти занятия не бросил. А новая забава тем временем галопом по Европе, по крышам да заборам, уже перемахнула через границу и докатилась до Москвы.

В отечественном паркуре тоже есть свои звезды-первооткрыватели — это команда “The Tracers”. Со всеми своими недюжинными талантами и незаурядной фантазией ребята за два года своего существования успели превратиться в знаменитостей. Висели вниз головой над главным входом Театра на Таганке, опять же вниз головой болтались на Белорусском вокзале, при этом поедая слойки с вишней. В общем-то в Москве уже не осталось таких зданий, где “The Tracers” не засветились.

Что главное в паркуре? Первое — отсутствие страховки. Не в цирке же, в самом деле. Никаких веревок, никаких систем и обвязок. Все реально и экстремально. Единственное снаряжение, которое позволительно в этом спорте, — перчатки. Не слишком-то приятно по морозцу с каменной стенкой обниматься. Второе — надо жить паркуром. Каждый уважающий себя трейсер вносит элементы и, что наиболее важно, философию стиля в повседневную, обычную жизнь. Это проникнуться надо, воткнуть, что называется. А если не втыкаешь, то не фига и соваться. Уйди, мальчик, не мешай дяденькам. Третье — все трюки должны выполняться без чьей-либо физической помощи. И хотя каждый паркурист всегда придет на помощь (ну, совет там даст или “скорую” вызовет), надеяться надо только на себя. Тут никто тебя не подстрахует, не прикроет.

Отсюда вытекает также еще один закон. Вся ответственность лежит только на тебе, мальчик взрослый, — никто тебя на эту крышу за воротник не тянул. Это милиционерам и объяснишь, когда они тебя за штаны со здания городской администрации снимут. И еще: если ты решил заняться паркуром, то начинать стоит с малого. Попробуй на десятый этаж по лестнице для начала. Если тест показал отрицательные результаты в виде одышки и дрожи в ногах, то иди отсюда, мальчик. Много-много месяцев будешь ты в поте лица своего разминать неверные члены и рыхлые мышцы, прежде чем покоришь хоть какую-нибудь стенку. В акробатике имеет смысл потренироваться — для затравки хотя бы на мостик встать. Трюки можно обрабатывать и вхолостую. Не обязательно для этого болтаться на высоте двадцати метров над проезжей частью.

Трейсерство — штука реально опасная. Особенно все, что касается трюков на высоте. Снизить степень риска невозможно: либо выживешь и бежишь дальше, либо память о тебе вечно живет в сердцах товарищей. С милицией шутки тоже не всегда удачные получаются, все-таки паркур — не вполне законный вид спорта.

— Нужно все трюки выполнять оперативно, — говорит лидер “The Tracers” Олег (Red), — потом быстро сворачиваться и линять. Одно время мы снимали свое видео с телестудией ГУВД. Студийный грузовичок с синей милицейской полосой и надписью “ГУВД” гарантировал относительную безопасность. Недавно была показательная история, связанная с милицией. Мы в Питер ездили на три дня к друзьям-трейсерам. Собрались в квартире на шестом этаже и, пока народ гулял на кухне, вышли на балкон. Там из стены торчал металлический крючок — мы решили к нему пристраховаться и выполнить скольжение вниз головой. Закрепились, двое спустились, я уже стою пристегнутый, и тут на балкон выходит одна из наших девушек и говорит, что в квартиру милиция ломится. Мы сначала не поверили, но потом, когда правоохранительные органы все-таки взяли штурмом дверь и уложили всех на пол, поверить пришлось. Позже выяснилось, что наш товарищ, пролетая мимо одного из окон, поздравил выглянувшую оттуда бабульку с наступающим праздником (дело было накануне Восьмого марта). Та приняла его за суперпродвинутого вора и вызвала наряд. В конце концов все закончилось относительно благополучно, если не считать пропавших во время обыска денег и разбитого мобильника...

На Западе паркур существует с конца восьмидесятых, а у нас только зарождается. Мы, как обычно, Запад активно догоняем и, наступая на пятки, вырываемся на почетное третье место, уступая лишь Англии и Франции. Одним словом — растем; главное — всегда помнить, что нет границ, есть лишь препятствия!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру