Узкая в полосочку? Нет, широкая с воланами? А может быть, зеленая? Эта и другие, не менее сложные проблемы волнуют каждую приличную девушку, задумавшую рейд по магазинам в погоне за ультрасовременными нарядами. Разобраться с премудростями гардероба-2006 нам поможет историк моды Александр Васильев. Все, кто видел его цикл “Дуновение века” на “Культуре”, успели убедиться, что вкусу и познаниям этого спеца можно доверять. Владелец целого музея одежды, в котором тысячи платьев, шляпок, сумочек, знает в ней толк. И готов поделиться некоторыми секретами.
Розовая кофточка встала и ушла
— Расскажите, какой стиль сейчас на пике моды?
— Особенно актуальны ретротенденции. А также этностиль, мотивы Восточной Европы, в первую очередь Украины. И вариации на тему Индии.
— Можно ли говорить и о русской теме?
— Дело в том, что на Западе элементы русского стиля путают с украинской одеждой. Но именно благодаря русским нефтедолларам и страсти наших женщин к дорогой одежде западные дизайнеры делают последние коллекции в русском стиле. Это прежде всего яркие цвета, богатая отделка, меха, стразы. И сексапил.
— Декольте?
— И голые плечи, и голые ноги, и, главное, голый животик.
— Какие цвета сейчас в особенном фаворе?
— Цвета-2006 — это пурпурно-фиолетовая гамма. Аметист, цикламен. А также травянисто-зеленый, оттенки бирюзового, голубой, синий, желто-бежевый. И сочетание белого с черным.
— А каких тонов точно стоит избегать в ближайшее время?
— Наблюдается спад интереса к розовому, который был так актуален прошлым летом. Гораздо меньше внимания золотистым, серебристым поверхностям. Безусловно, выходят из моды искусственные цвета, химические. Кислотно-зеленый, скажем. Дизайнеры отдают предпочтение натуральной гамме.
Пришло время наращивать плечи
— Мода каких десятилетий прошлого века больше всего соответствует нынешней? Что можно достать из бабушкиного сундука?
— В моде сразу несколько эпох. Так сказать, микс из деталей 30-х, 50-х и 70-х годов.
— Что из каких годов позаимствовано?
— Из 30-х — приталенный силуэт платья. 50-е — узкая талия, пышная юбка в стиле new look, как у Гурченко в “Карнавальной ночи”. А из 70-х к нам вернулись длинные бусы. Женщина без бус сейчас вообще не котируется. Она должна быть просто увешана ими! И еще возвращается мода на большие подкладные плечи, которые носили в 80-х.
— Относительно бус — они могут быть бижутерией или нужен натуральный камень?
— Следует выбрать бирюзу, кораллы, жемчуг. Хорошо, если у вас в шкатулке будут деревянные бусы, бусы из раковин. И особенно модны украшения из высушенных каштанов.
— Какую одежду для торжественного выхода вы бы посоветовали в этом сезоне?
— Здесь нет каких-то ограничений. Могу сказать, что ушла мода на узкие носы и высоченные шпильки. Для вечера лучше всего остановиться на туфлях с круглыми носами на высоком, устойчивом, прямом каблуке.
— Предмет расстройства многих женщин — невозможность одеваться от Cardin или от Dior. А можно ли в принципе одеться дешево, но хорошо?
— Иногда такое возможно. Все зависит от наличия вкуса. Я и вовсе не считаю, что надо одеваться исключительно у дизайнеров с мировым именем. Те, кто носит майки с огромными надписями Dolce&Gabbana, Chanel, часто пытаются за этими лейблами скрыть отсутствие собственного стиля.
Писк русской души
— На кого из нынешних российских светских львиц, как вам кажется, можно равняться?
— Пожалуй, это Илзе Лиепа, Рената Литвинова. Майя Михайловна Плисецкая, конечно. Вообще в последние годы в России стали гораздо лучше одеваться.
— У людей проснулся вкус?
— Во-первых, открылись границы. И потом сейчас в России у среднего класса гораздо больше свободных денег, чем у среднего класса на Западе. У нас не платят такого количества налогов. И если там все стараются не выделяться — сразу будут видны твои нетрудовые доходы, то у нас никто их не скрывает.
И потом 60% населения России — женщины. Ради того, чтобы заполучить мужчину, они готовы на любые изощрения. Декольте, обтягивающие брюки, короткие юбки — во всем мире так ходят только, извините, публичные женщины.
— Кто же одевает подобным образом наших женщин?
— Как я уже говорил, многие западные дома моды идут на поводу у русского вкуса и сделали свои последние коллекции в угоду ему, с множеством блесток, блеска. Понимают, что русские клиентки это любят и купят. Но сами они этого не носят. Весь Париж, надо сказать, одет достаточно просто.
— И как бороться с аляповатым отечественным вкусом? Или не стоит и пытаться?
— Бороться бесполезно. Те, кто думает, что русский вкус сформировался и испортился за 70 лет советской власти, глубоко ошибаются. Это происходило на протяжении всей тысячелетней истории Руси. Для нас храм Василия Блаженного — самый красивый на свете, и никто нам не докажет обратного. У нас ведь только черты лица европейские.
— А душа азиатская?
— Восточная. И наша душа просит всего яркого, красочного. Как же иначе, если у нас такая долгая зима, белые снега, серые пейзажи. Хочется компенсировать это в одежде.
Нам надо научиться гордиться правильными вещами. Ведь именно русские ввели в моду сапоги, меха, придумали лифчик. Благодаря нам стал моден загар. Русским непременно надо развивать свой вкус, ездить и смотреть, что и как носят в мире.
— Какие страны посоветуете для “модного” туризма?
— Мне кажется, что лучше всего одеваются во Франции и в Италии. И еще в Аргентине, поскольку там большинство населения испанцы, которые всегда любили хорошую одежду.
Мужские советы надежнее
— За последние лет сто мода стала откровеннее или так только кажется?
— Несомненно. И началось это с движения хиппи, с 70-х годов. Стиль унисекс, который процветает до сих пор, отказ от лифчиков, свободная любовь, наконец. Очень большое влияние на моду оказало порнокино. Оттуда к нам пришли накачанные силиконом бюсты, огромные губы, как у карпа… Трусы-стринги, черные высокие каблуки.
— Кстати, мужчине по большому счету гораздо интереснее раздетая девушка, чем одетая. Может, зря женщины так стремятся завлечь их одеждой?
— Мне кажется, что мужчину привлекают женщины умные, душевные. А те, кто женится, польстившись на красивую оболочку, разочаровываются года через три, максимум четыре. Потому что женщина переходит в другой размер и теряет прежнюю привлекательность.
— Почему среди модельеров так много мужчин? Ведь модой в основном интересуются дамы.
— Женщина редко обратится за советом к другой женщине…
— Та какую-то гадость присоветует?
— Правды скорее всего не скажет — конкуренция. Женщине гораздо приятнее, чтобы ее одевал мужчина.
Любовь с французским уклоном
— “Дуновение века” — для вас не первый телевизионный опыт?
— На телевидении я 40 лет. Кто-то помнит меня с 60-х годов, из детских программ. Затем я вел передачу “Будильник” вместе с Надеждой Румянцевой в начале 70-х. Я был ребенком-звездой, снялся во многих телефильмах.
— А едва став самостоятельным, в двадцать с небольшим лет уехали во Францию. Почему?
— Во-первых, был очень недоволен советской властью. Извините, совершенно не ностальгирую ни по какому ее аспекту. И нахожу, что это была потеря времени и сумерки истории для России. Во-вторых, влюбился. Она была полуфранцуженка-полурусская.
— Что далось сложнее всего, когда переехали в Париж?
— Сначала — языковой барьер. Приехал с английским и с плохим знанием французского. Потом непростое испытание — познакомиться с моралью, устоями новой страны. Потому что их представления о жизни не имеют ничего общего с нашими. Там никто не понимает опозданий, никто не понимает “не срослось”, или “не позвонил — телефона не было рядом”. Хотя не могу сказать, что французы — самые организованные люди в мире. Правда, итальянцы еще хуже. Но именно в России процветают “шаляйваляйство”, “авось”, “небось” и “как-нибудь”.
— Со всеми этими замечательными качествами в себе боретесь?
— Уже переборол.
— Иногда складывается впечатление — этому способствуют ваш стиль одежды, манера общения, — что вы с удовольствием жили бы в другую эпоху.
— Наверняка уже жил — верю в переселение душ. В старинной обстановке чувствую себя более комфортно и уютно. Все мои дома обставлены в старинном духе (у Васильева квартиры в Париже и в Москве и дом в Вильнюсе, где он бывает летом. — Л.М.). Но я не заставляю никого следовать моему примеру. Я считаю, что все люди должны жить в соответствии с их представлениями о прекрасном. Но только эти представления должны существовать.