На ежегодном городском конкурсе “Классный руководитель года” Южный округ представляли Елена Валерьевна Чаплыгина из школы №851, Лариса Геннадиевна Аванесова из школы №1245 и Марина Евгеньевна Пинчук из школы №656.
Главный критерий, по которому школы выбирали претендентов на конкурс, — любовь к детям.
— Классный руководитель должен понимать ребенка, — считает заместитель руководителя методического центра Павел Кузьмин, — знать его семью. К принципу “принимай ребенка таким, какой он есть” прибавляется “и попытайся скорректировать его систему жизненных ценностей”.
— Ученик — тоже профессия, но владеют ею дети, — уверена Елена Валерьевна Чаплыгина.
Самым главным в своей профессии она считает умение сдерживать себя, действовать обдуманно и следовать клятве Гиппократа “не навреди”. У Елены Валерьевны есть любимчики в классе, но она старается не показывать этого и быть объективной.
— Атмосфера в классе, — говорит Елена Валерьевна, — зависит от атмосферы в школе в целом. Ребенок не должен чувствовать себя обязанным за внимание к себе.
Юлия Евгеньевна Пинчук — преподаватель начальных классов, работает учителем 17 лет. Сейчас классный руководитель 4-го класса. На конкурсе Юлия Евгеньевна рассказывала о своей воспитательной технологии “Критическое мышление”. Ее основная задача научить детей анализировать и осмысливать ситуацию.
Юлия Евгеньевна считает, что классный руководитель должен уметь увидеть каждого ребенка. Раскрыть его способности и таланты. Даже к трудным детям Юлия Евгеньевна умеет находить подход: беседа по душам отогревает и хулиганов.
Ее подопечным повезло. Вместе со своими учениками Пинчук ходит в театры и кино. “Классный руководитель должен влиять на общую атмосферу в классе, но ни в коем случае не давить на детей”, — говорит Юлия Евгеньевна. По ее мнению, школьный учитель должен обладать тремя качествами: добротой, терпением и справедливостью.
— Вырастить настоящего человека — вот моя задача, — признается Марина Геннадиевна Аванесова. Она — преподаватель русского языка и литературы. Сейчас руководит 9-м классом.
Любимчиков в классе она не выделяет. Скорее в любимчиках ходит она сама. Ребята делятся с Мариной Геннадиевной своими личными проблемами. А еще у этой классной — здоровое чувство юмора.
— Сдают мои ребята изложения на тему “Грибоедовская Москва”. Я читаю и узнаю, что на месте снесенной Китайской стены построен... Кремль. Ну, не иначе, думаю, из этого автора писатель-фантаст вырастет.
Нам удалось узнать, что Марина Геннадиевна не только талантливый педагог, но еще и поэт. Из скромности она очень долго отказывалась прочитать свои вирши, посвященные учительской деятельности. Отмахивалась: “Я не поэт, зачем позориться?”
Но все-таки поддалась на уговоры своих коллег.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я не могу ни строчки написать,
Слова другие лягут на бумагу,
В линеечку, как в школьную тетрадь.
Вниманье ваше
краткий миг займу я,
Немного слов я о себе скажу,
О том, что близко мне
и что люблю я,
Во что я верю и чем я дорожу.
Из мелких незначительных деталей
Слагается мой повседневный мир.
В нем горы книг, увы, гора тетрадей,
В нем гром звонка
и звонкий детский крик,
Любимых арий трепетные звуки,
Проверка дневников и педсовет,
Попытки погружения в науку
И выпускного вечера расцвет,
Прогульщик с “двойкой”,
драка в коридоре
Девятая — не знаешь, как судить.
Мое ли счастье то, мое ли горе,
Но с ними, право, интересней жить.
Нас много: и упрямых, и ленивых,
Талантливых и дерзких напоказ,
Старательных зубрил и нерадивых,
Но все-таки прекрасных,
разных нас...
Как хочется, чтоб все у них
сложилось,
Чтоб каждый в жизни
верный выбрал путь,
Чтоб все задуманное ими сбылось,
Чтоб не смогла судьба их обмануть.
О доблестях, о подвигах, о славе
Забудь на скромном
поприще своем!
Вы это тоже, может быть, слыхали,
Ну что ж, поближе взглянем,
разберем,
Какому из актеров то приснится:
По шесть спектаклей в день,
всегда аншлаг,
Ни грима, ни костюмов,
Отделяет меня от публики
не рампа — шаг,
Здесь самый строгий,
неподкупный зритель,
Здесь не сфальшивить, обмануть,
Я и актер, и режиссер, и критик,
И каждый день я прохожу свой путь.
Любимых книг заветные страницы,
В которых каждый
знак неповторим,
Чтоб тайны слов могли открыться
В заветный час ученикам моим.
— А как насчет презренного
металла?
Опять я слышу каверзный вопрос.
Хотелось бы, что бы его хватало,
Но вот скажите, кто еще всерьез
Себе позволит роскошь верить
В духовность, что преграды
все пройдет,
И на подмостках жизни исполняют
Одной душой наполненный полет.
А доблести, и подвиги, и слава
Дождутся нас — для каждого свои,
Все сложится, как строчки
на бумаге,
Наполнив счастьем жизни
наши дни.