Алексей Вязовцев: «Были бы люди, а бизнес найдется»

1 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 216

Малое и среднее предпринимательство в России переживает период относительного спокойствия и стабильности. Многострадальная сфера отечественной экономики прошла огонь, воду и медные трубы. Не все выдержали тот бешеный ритм, который предложили 90-е годы на заре капитализма. Алексей Вязовцев – генеральный директор компании «Альтер Эго Промоушн», один из тех, кто осилил столь тернистый путь. В беседе с Аркадием Арзамасцевым он делится впечатлениями о днях минувших и о том, как чувствует себя бизнес сегодня.

Аркадий Арзамасцев. Алексей, пожалуй, будет удобней, если основой для беседы послужит ваш личный пример. Расскажите, чем занимается ваша компания.

Алексей Вязовцев. Компания «Альтер Эго» существует уже 10 лет. Основным профилем предприятия является поставка и изготовление корпоративной, рекламно-сувенирной, презентационной и подарочной продукции. Участвуем в организации промоушн-акций, по мере сил ведем просветительскую деятельность – организуем различные семинары, курсы по нашей тематике. В основном мы работаем на корпоративных клиентов, как правило, это крупные компании, но могут быть, допустим, и школы, мелкие, средние предприятия.

Алексей, вы в бизнесе 10 лет, срок немалый по отечественным меркам. С одной стороны, вы стояли у истоков зарождения рыночных отношений в России, с другой, окрепнув и приобретя определенный статус, можете делать какие-либо выводы относительно положения малого и среднего бизнеса в стране в настоящее время. Какими будут ваши оценки?

Первое впечатление – несомненно, ситуация существенно выправляется. По сравнению с 90-ми годами я бы охарактеризовал состояние бизнес-сферы как упорядоченность, устойчивость. Хаос, который сопутствовал зачаткам рынка у нас в то время, сменила относительная стабильность и возможность хотя бы на ближайшие годы заняться стратегическим планированием в своей трудовой деятельности.

Да, в 90-е деньги можно было делать буквально из воздуха, но нередко в воздухе же они и испарялись, поскольку жизнь была какая-то шальная, да и бизнес такой же… Все жили сегодняшним днем, о стабильности и речи не шло. Сейчас появляется строгая специализация (разделение) компаний, прогнозируемое изменение цен, повышается культура ведения бизнеса, ушел в прошлое оголтелый гоп-стоп, улучшается законодательство, все постепенно встает на свои места, причем естественным образом.

В чем вы видите потенциал для дальнейшего улучшения ситуации?

Прежде всего в совершенствовании законодательной сферы. Основная задача государственных структур здесь – отработка законодательства и контроль за его исполнением. Неоднозначная трактовка того или иного закона создает массу препятствий в работе и, скажем так, выгодна бюрократии, но не предпринимателям, которым приходится проявлять максимум смекалки и усилий, чтобы добиться поставленных целей. А механизм должен быть отлажен таким образом, чтобы о «подводных течениях» ты вспоминал бы в последний момент, а не в первую очередь. Но, слава богу, по роду деятельности нам не часто приходится сталкиваться с чиновничеством, поэтому тема, допустим, коррупции для нас не столь актуальна.

То есть для вас скорее актуальна законодательная корреляция, а не показательная борьба со взяточниками?

Совершенно верно. Скажем, таможенные барьеры создаются тогда, когда есть необходимость защитить внутреннего производителя, но если такового нет, какой смысл создавать эти барьеры для товара, который не производится внутри страны, но в котором есть необходимость у потребителя? Объяснить это в высоких кабинетах непросто, поэтому принимается простое решение – китайская ручка, ввозимая в Россию, условно говоря, должна стоить один доллар, хотя ей красная цена 5 центов. И вот с этого доллара взимается таможенная пошлина, но не с реальной стоимости продукта. Парадокс вроде бы, но он неизбежно отражается на внутренних ценах. Малому и среднему бизнесу даже сильно-то помогать не надо, главное – не мешать, он сам найдет верную дорогу.

В свое время считалось, что серьезным препятствием на пути частного бизнеса являлась неразвитость банковской сферы. Изменилось ли положение дел?

Да, сейчас банкиры смелее стали сотрудничать с предпринимателями средней руки. Во многом это обусловлено стабилизацией финансовой системы страны. Сейчас бум потребительского кредитования и, в принципе, в бизнес-кредитовании такая же ситуация. Нет, как раз в отношениях с банками наиболее радужная ситуация.

Поговорим о клиенте. Насколько взыскателен российский потребитель?

Более чем. И в гораздо большей степени, чем западный. Отечественный клиент полагает, что если он заплатил деньги (неважно, адекватна ли эта плата реальной стоимости продукта), то должен получить как минимум Parker, если вопрос касается авторучек. Мы строим свою работу с учетом специфической ментальности россиян. В России и полиграфическое оборудование более продвинутое, и технологи мастеровитее.

А как же анекдоты про «новых русских», которые выкладывают миллионы за какую-нибудь безделицу?

Для собственного тщеславия богатый человек скупиться не будет, невзирая на мнение окружающих. Другой вопрос – корпоративные финансы, где он уже предстанет рачительным хозяином и привередливым заказчиком.

Как бы вы охарактеризовали категории потребителей, с которыми вы работаете?

Первая категория – западные компании с западным же менеджментом.

С ними, как говорится, не расслабишься – они педантичны, пунктуальны, дисциплинированны и требуют такого же отношения к работе от своих партнеров. Ошибок они не прощают.

Вторая категория – крупные российские компании с западными методами управления, но не потерявшие российской специфики. Здесь те же требования, даже более щепетильные к вопросам качества продукции, но более заторможен, формализован процесс принятия решений, который нередко замыкается на уровне непосредственного руководства предприятия.

Третья категория – все остальные. Здесь какие-либо особенности выделить трудно, масса нюансов, но, как правило, все контрольные функции берет на себя руководитель предприятия.

В России, повторюсь, есть свои особенности. Одна из них – начальник иногда хочет успеть везде. Порой это хорошо, порой не очень. Впрочем, я убежден, что будущее за профессионалами, жизнь заставит вносить коррективы. Это просто такая советская привычка – пытаться все контролировать. Время поправит.

Из каких составляющих складывалась ваша формула успеха?

Действовали, что называется, по классической схеме. Брали кредит, начинали с нуля. Был, конечно, небольшой капиталец, но он существенной роли не играл. Непросто было, но встали на ноги, дефолт благополучно пережили. Мы были первенцами в своей сфере – это дает преимущество.

Основная сложность – постигать науку управления. Всем: коллективом, бизнесом, деньгами. Учиться работать не по наитию, а по науке, по правилам, которые во всем мире аксиома, а у нас – в процессе становления.

Можете спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации в малом и среднем бизнесе?

В целом ситуация динамичная, никакой стагнации не ощущается. Появляются новые молодые агрессивные компании, нацеленные на западные методы ведения бизнеса, конкуренция растет. Это заводит. Появляется импульс к постоянному движению. Кроме того, продолжит расти спрос на специалистов и эффективные технологии как в вопросах производства, так и управления. Это, кстати, с одной стороны позволит амортизировать расходы, а с другой – приведет к новым издержкам…

То есть?

Уже сейчас идет неконтролируемый рост зарплат, не всегда соотносимый, между прочим, с реальной выгодой, которую приносит тот или иной специалист. Есть круг специалистов, этаких «звезд», которые могут работать на несколько предприятий. Они создают определенную конъюнктуру, торгуются и провоцируют, в общем-то, опасную тенденцию. Их, конечно, можно понять, но в один прекрасный момент рынок может постигнуть серьезный кризис, поскольку компании не смогут удовлетворить аппетиты своих «звезд».

Вопрос кадров – центральный на нынешнем этапе. Борьба за профессионалов будет лишь обостряться – соответственно, они будут этим пользоваться. Вопрос только, как долго работодатели смогут тянуть такие зарплаты.

Где сосредоточен потенциал малого, среднего бизнеса?

Сфера услуг самого широкого профиля, общепит, программное обеспечение, IT-технологии, сельское хозяйство – вот, мне кажется, основные перспективные направления, где могут себя проявить начинающие, да и искушенные бизнесмены. Основная проблема – в кадрах, повторюсь, бизнесов много, людей толковых – мало…




    Партнеры