Без майдана в голове

1 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 194

Даже за несколько дней до парламентских выборов на Украине наблюдатели не могли обрисовать реалистичный портрет ближайшего политического и экономического будущего страны. Зато вполне ясен портрет ее ближайшего настоящего

Скорее всего, ни одна из участвовавщих в выборах политических сил – ни Партия регионов Виктора Януковича, ни Блок Юлии Тимошенко, ни ориентирующийся на президента Виктора Ющенко Народный Союз «Наша Украина» – не будет в состоянии сформировать однопартийное правительство по раскладу сил в новом парламенте. Стоит учесть, что реальное влияние на формирование кабинета министров могут, при определенных условиях, оказать представители малых политических партий – социалисты Александра Мороза, прогрессивные социалисты Наталии Витренко, Народная партия спикера Владимира Литвина, коммунисты… Именно вокруг их позиции будет протекать послевыборная борьба.

ВОЗМОЖНА ЛЮБАЯ КОАЛИЦИЯ

После президентских выборов наблюдатели – именно они, а не политики – разделились на два лагеря. В одном были слышны голоса романтиков, утверждавших, что пришедший к власти под лозунгами «оранжевой революции» президент коренным образом изменит правила игры в украинской экономике и политике.

В другом преобладали скептики и реалисты, утверждавшие, что даже при желании провести в стране структурные реформы Виктор Ющенко не в состоянии это сделать. И потому, что лагерь президента, поддержанный в западных и центральных областях страны и решительно не воспринимаемый на востоке, будет функционировать в рамках напряженного ожидания парламентских выборов. И потому, что вступит в действие конституционная реформа, которая значительно ограничит возможности Ющенко. И потому, что оранжевая команда вряд ли просуществует долго.

Год после президентских выборов посрамил романтиков и усилил позиции реалистов. Стало ясно даже не то, что у президента Ющенко и связанных с ним сил нет никакого реального видения будущего Украины. Помимо периодического провозглашения неосуществимых лозунгов новая власть оказалась не способна ускорить не только европейскую и евроатлантическую интеграцию страны, но даже ее вступление в ВТО.

Стало ясно, что у ведущих политических сил Украины вообще нет никакой идеологии, кроме одной – идеологии выживания во власти. Власти, позволяющей зарабатывать деньги.

На практике это означает простой вывод: нет смысла чего-либо ожидать от любого нового украинского правительства, вне зависимости от того, какой окажется правительственная коалиция. Или если даже паче чаяния какой-либо политической силе (например, Партии регионов Виктора Януковича) удастся сформировать правительство большинства. Не следует ожидать потому, что в нынешних украинских условиях возможна любая правительственная коалиция.

Ради сохранения президентского кресла и возможностей контролировать часть финансовых потоков для близких бизнесменов президент Ющенко без зазрения совести пойдет на политический союз с Януковичем. На такой же союз – если появится возможность возвращения к власти – согласится и бывшая «оранжевая принцесса» Юлия Тимошенко. И, понятно, на любые компромиссы согласится заинтересованный в дальнейшем процветании донецкого клана Янукович. Другие фигуранты украинской политической сцены не менее беспринципны.

Политика, проводимая любым украинским правительством, будет сводиться к одному – сохранению влияния номенклатуры на политические процессы в стране, замораживанию ситуации, в которой общество не сможет сформироваться и ограничить возможности нынешних руководителей основных политических сил Украины.

«Оранжевая революция» на практике, включила механизм заморозки на полную мощность – энтузиазм собранных на Майдане украинцев был блестяще использован не только для сохранения каркаса номенклатурно-кланового государства, созданного Кучмой, но и усовершенствования его модели путем перераспределения интересов в усиливающемся парламенте. Теперь, если Украина «оттает» лет через 10–15, то ее гражданам еще сильно повезет.

ЯНУКОВИЧ УЖЕ ДРУГОЙ

Но что действительно изменилось – так это отношение к Украине российского руководства. В конечном счете созданный в Кремле миф о проигранных выборах и недружественной Украине привел к концептуальному пересмотру всей энергетической политики Москвы. Теперь возникает следующий вопрос: сможет ли что-либо измениться, если во главе украинского правительства действительно окажется Виктор Янукович?

На этот вопрос можно дать, скорее всего, отрицательный ответ. Во-первых, поезд энергетических цен уже ушел со станции дотаций – а низкие цены были главным орудием экономического влияния России на Украину. Во-вторых, Янукович всегда был продонецким, а не пророссийским политиком. Играть роль большого друга России этого политического провинциала, сосредоточенного в основном на проблемах собственного региона и собственной группировки, заставила ситуация – использование его соперником европейских лозунгов и готовность Москвы поддержать его во время президентских выборов.

Янукович образца 2006 года уже другой. К успеху его готовят не российские, а американские специалисты. Он утверждает, что является сторонником европейской интеграции своей страны. Нет сомнений: если Янукович даже и победит, он скорее будет соревноваться с главой государства в европейской риторике, иногда вспоминая о мифологии Единого экономического пространства.

От украинских парламентских выборов не следует ожидать чудес. Сладострастное ожидание чуда, испытываемое многими украинцами и наблюдателями в других странах в связи с успехом «оранжевой революции», должно научить более точной оценке реальности и возможностей политических элит. На момент президентских выборов никто не мог ответить на вопросы о перспективах функционирования украинской экономики в случае повышения цен на газ и на нефть, о реальных темпах присоединения страны к ЕС и НАТО, о возможностях проведения болезненных реформ в условиях усиливающихся иждивенческих настроений большей части населения и нарастания популистских обещаний большей части политиков. Считалось, что отвечать на эти и многие другие непростые вопросы – необязательно, что экономические механизмы можно подменить уличным энтузиазмом, беспардонными политтехнологическими проектами и чистыми руками президента Ющенко.

Прошедший год показал украинцам, как опасно не отвечать на очевидные вопросы. Но ничему не научил политическую элиту страны. Накануне парламентских выборов никаких ответов на важные вопросы будущего государственного функционирования также не наблюдается. А между тем ко многим вопросам, на которые необходимо было дать ответ накануне президентских выборов, прибавились новые. Они связаны с непродуманностью многих аспектов входящей в действие конституционной реформы, которая может при определенных условиях вообще привести к разбалансированности государственного организма. Но что такое разбалансированность какого-то государства при балансе сил управляющих им кланов!

Украинское политическое развитие последнего времени является прекрасным уроком для России. Разумеется, на будущее, которое может настать вследствие ухудшения нефтяной конъюнктуры. Российская номенклатура тоже может оказаться способной вместо реальных реформ в экономике и политической жизни сконструировать привлекательный крючок, на который вполне может попасться дозревшее до понимания необходимости реформ российское общество. Разумеется, все это будет не в ближайшем будущем. Но уже ради этого неблизкого будущего было бы крайне поучительно наблюдать, что произойдет с заглотившими наживку украинцами.




Партнеры