Достоевский против Гарри Поттера

Самая интеллигентная учительница преподает в школе Южного округа

10 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 374

Когда ученики не сдают дневники на проверку, она ругается на них... стихами! Вот какой учитель преподает русский и литературу в школе №1245. Недаром Марина Геннадьевна Аванесова на конкурсе лучших классных руководителей Москвы удостоилась особой номинации “За интеллигентность в профессии”.

Для меня данная номинация стала дорогим, приятным и сердечным подарком. Потому что интеллигентность — именно то качество, которое я бы хотела, чтобы люди во мне замечали, — радуется признанию учительница.

— Марина Геннадьевна, что вы вкладываете в понятие “интеллигентность”?

— Этому слову очень не везло. Его воспринимали и как синоним мягкотелости, близорукости, даже было в нашей истории выражение “гнилая интеллигенция”. Интеллигентность не равна образованности и принадлежности к социальной прослойке. Прежде всего это внутренние, духовные основы. Стремление уважать любого человека и уважать себя. Самоуважение плюс уважение к другой личности, к окружающему миру и стремление жить в гармонии с этим миром. Для меня это и есть интеллигентность как в человеке вообще, так и в определенной профессии.

— А как проявляется интеллигентность в профессии учителя?

— На мой взгляд, это обязательное качество любого человека. А в профессии учителя оно особо важно, так как происходит постоянное общение с детьми, и от учителя в том числе зависит, насколько интеллигентно будет наше общество в будущем. Нельзя быть учителем с 9 утра до пяти вечера. Педагог — это образ жизни. Интеллигентность не может улетучиться к концу рабочего дня.

— Но как же воспитать интеллигенцию?

— Подавать личный пример, самому быть хорошим человеком. И обращать внимание на тот идеал, который писатель показывает нам в своем произведении, если, к примеру, речь идет об уроках литературы. А также видеть вокруг себя людей хороших и добрых. И акцентировать внимание не на недостатках и ошибках ученика, а на том светлом, что обязательно присутствует в каждом ученике.

— А как же “тайное оружие” воспитания, которое мы, ученики, знаем, есть у каждого педагога?

— Да, и у меня есть необычный способ воздействия на учеников, приучения их к дисциплине. Как-то я просила всех сдать дневники на проверку, но меня проигнорировали. Тогда я выразила свое возмущение в рифмованных строках и написала их прямо на доске. И знаете, подействовало! Их задела такая открытая форма выражения моего мнения по поводу их проступка. Они были даже несколько ошарашены.

— И что же вы написали?!

— “Нерадивый ученик,

Как ты мог не сдать дневник?

Пусть тебе поставят “двойку”,

Зададут головомойку,

Совесть пусть тебя замучит

И дневник сдавать научит”.

— Марина Геннадьевна, вы, без сомнения, творческий человек, почему вы решили посвятить себя именно школе?

— С детства мечтала стать пушкинистом — изучать творчество поэта. Но со временем поняла, что интереснее и, может быть, даже важнее не только самой погрузиться в филологию, но и передавать свои знания другим. На практике, в студенческие годы, я поняла, насколько увлекательно учить ребенка и вести его за собой в литературный мир.

— Наверное, увлечь современных подростков литературой не так уж легко?

— Вызвать интерес к чтению — извечная проблема. Родители приходят и спрашивают, как им заставить читать своего ребенка. Я отвечаю: “Заставить нельзя. Можно показать, каким интересным и внутренне более сложным ты становишься, когда погружаешься в книгу”. Так можно помочь сформировать у подростка внимательное отношение к книге. Но учитель в одиночку, как и родитель, не справится. Должно измениться отношение общества к книге не просто как к источнику информации (в этом плане Интернет, конечно, удобней и быстрее), но и как к возможности саморазвития и познания мира. Вслед за писателем погружаться в особый мир, изучать те стороны человеческой натуры, которые, может быть, раньше не замечал в себе и других.

— В чем же прелесть профессии учителя?

— Многие говорят, что эта профессия не престижная, не дает возможности карьерного роста и большого заработка. Меня это мнение всегда удивляло. Во-первых, это творческая профессия. Я чувствую себя артистом на сцене перед зрителями-учениками. И возможностей перевоплощения масса. Можно сыграть любой образ: от Колобка до Гамлета, и аудитория всегда будет внимать тебе и воспринимать тебя живо и непосредственно. И результат всегда сразу ясен: если это провал, то полный. А если успех, то навсегда. Во-вторых, это возможность не застаиваться в жизни. Смена впечатлений, живое общение с подростками, которые буквально наполнены жизнью, и есть воплощение самой жизни. С ними не соскучишься и душой не состаришься. Неслучайно именно поэтому многие учителя, доработав до пенсии, остаются в школах. Погружение в эту молодость, радость, энергетику — это возможность продлить и физические, и духовные силы. И ни одной профессии не приснится такая полная реализация своих качеств, как в профессии учителя. Мне как учителю дана возможность общения с ребенком — живой душой. И я с ней могу сделать многое. Живой человек — самое совершенное, что есть в мире. И это большая радость: в чем-то помочь ему, что-то открыть в нем, что-то создать в нем. Это ощущение сродни Творцу! Мне профессия педагога именно так мыслилась, пусть даже это звучит высокомерно, страшно и кощунственно. И сразу все вопросы о непрестижности и небольшой зарплате просто меркнут рядом с такой перспективой, которая открывается перед учителем.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель в российской школе?

— Обычно на всех праздниках учителю желают “…и терпения!”. Наверное, это важно, но не в смысле терпения и покорности пред своей судьбой, а терпения как желания обязательно достичь своей цели в долгом и трудном пути воспитания и образования. Далее уважение к детям. Именно уважение, а не любовь, потому что любовь — достаточно субъективное и слепое чувство. Уважать ребенка, даже если он не симпатичен тебе. И желание честно выполнить свою работу: научить тому, что знаешь сам, и сделать так, чтобы он в дальнейшем, вне стен школы, продолжал сам познавать и стремиться к чему-то.

— О чем вы стараетесь почаще говорить своим ученикам?

— Я их прошу оставаться такими же замечательными, какие они есть. Не бояться быть собой и в то же время открывать в себе что-то новое. Не бояться ошибаться, так как ошибка — тоже повод шагнуть вперед. Не стесняться проявления лучших своих качеств, не прятать их от окружающих людей. Любить себя, любить людей, любить жизнь. Ценность человека измеряется не оценками в журнале, а тем, какими мы людьми были, есть и будем.

— А есть ли у вас пристрастие, которым вы не делитесь ни с кем?

— Да. Я фанат оперной классики. В трудную или радостную минуту жизни я включаю любимую арию и наслаждаюсь. Это настолько личное, что ни с кем этим я не хочу делиться.

— Что такого магического для вас в книгах?

— Книга для меня — это вещь святая. Я с трепетом отношусь к любой. Но главное, если автор и его произведение близко твоей душе, то при его прочтении совершается маленький духовный переворот. В юности таким автором для меня стал Достоевский. Я была потрясена, как один человек умеет показать внутренний мир, подсознание другого человека. И буквально была больна душой, когда перечитывала “Братьев Карамазовых”.

Тайна постижения себя и окружающего мира через литературное произведение — вот магия книги.

— А какими книгами увлекаются сегодняшние школьники?

— Это книги, которые широко рекламируются. Жанр фэнтези, фантастика — увы! — не научная, мистическая литература. Но это понятно. Для школьника гораздо проще зацепиться за интригу, которая лежит на поверхности сюжета, чем разбираться в тонкостях и сложностях души. Хотя и это неплохо. Если есть интерес к книге, это уже первый шаг к тому, что в будущем возможен интерес к какой-то более серьезной литературе. Как учитель литературы я не в восторге, что они читают “Гарри Поттера”, но в то же время я в восторге, что они читают вообще. И даже пытаются обсуждать это и вникнуть в прочитанное, а не просто пробежаться глазами по страницам.

— Газета “МК-Класс” тоже старается идти в ногу со временем. Что вам особо запомнилось в газете и какие материалы вы бы хотели видеть на ее полосах чаще?

— Как учителю русского языка мне очень понравился материал из №7 “Грамотные идут в кино”. Неформально поданные орфографические задания по русскому языку, куда приятно и забавно вставлять пропущенные буквы, я обязательно использую на своих уроках. Статья про Надю Рушеву очень нужная на мой взгляд. Ведь сегодня мало кто из школьников знает о ней. Газета затрагивает все сферы жизни современного подростка, пишет и о важном, необходимом для школьника, есть и другие темы, интересующие школьников: музыка, кино, спорт. Я считаю, в подобном издании должно быть больше статей, дающих пищу для ума и для души. Чтобы наравне с развлекаловкой были и актуальные вопросы, которые зацепили бы школьника и заставили задуматься. Газета ведь может взять на себя функцию воспитания: через формирование положительного идеала, жизненные примеры, авторитетные для детей. Ведь много одаренных детей читают эту газету. Так вот материал про Надю Рушеву как раз, я думаю, для них. Он поможет детям найти себя, натолкнуть на путь самовыражения через творчество. Пример трагической, интересной судьбы Рушевой таким детям показывает, что и ты можешь оставить след на этой земле.




    Партнеры