Братство фолка

Владимир Девятов: “Начальники предпочитают отдыхать под народную музыку”

Он исполняет партию Канио из оперы “Паяцы”, романсы Глинки и Римского-Корсакова, песни современных композиторов, но во всем мире имя Владимира Девятова в первую очередь ассоциируется с русской народной песней. Коллектив под его управлением “ЯR-марка” колесит по странам и континентам круглый год. Его любят русские эмигранты в Австралии и США, а он отдыхает в тихом Подмосковье. Он не светится на столичных тусовках, не собирает последние звездные сплетни и старается не вмешиваться в жизнь самостоятельной дочери Марины. А барышня, между прочим, по собственной инициативе участвует в конкурсе “Народный артист”.

Общие психологи с Пугачевой

— Ваша жена Ирина концертный директор коллектива, а дочь Марина начинающая певица…

— Да, Марине 22 года, она уже окончила с отличием Высшее музыкальное училище имени Шнитке, а теперь учится на 3-м курсе Академии имени Гнесиных по специальности сольное народное пение. Дочь — солистка фолк-рок группы “Индрик-зверь”. Но, к сожалению, такая музыка не прибыльна. Сейчас она пробует себя в иной ипостаси — пошла на конкурс “Народный артист”.

— Помогаете дочке?

— Если просит, то помогаю, советую, но не лезу, даже если вижу, что ошибается. Пусть спотыкается, пусть. Детям творческих людей тяжело отрываться от родительской профессиональной опеки. Я знаю, как трудно было Кристине Орбакайте заявить о своей самостоятельности. Но она смогла уйти из-под материнского давления и добилась хороших результатов.

И у моей Марины свой путь. И абсолютно все равно, какой музыкой она будет заниматься, ведь, например, сын Иосифа Кобзона барабанщик. Главное, что это профессионально и качественно.

— Откуда такое знание отношений Кристины и Аллы Пугачевой, дружите?

— Нет, с Аллой Борисовной мы лично не знакомы. Но у нас много общих друзей в околомузыкальном сообществе, среди психологов, к которым и она, и я частенько обращаемся.

Я очень уважаю Пугачеву и считаю, что за последние 40 лет на российской эстраде никого лучше нее не было и нет. По большому счету она самая обыкновенная женщина — не академик какой-то, не интеллектуал, но на сцене она преображается, на сцене она гениальна. Шаляпин в юбке, одним словом.

Бабкина отдувается за всех

— Встречаете вы молодого человека на улице, который ничего о вас и группе “ЯR-марка” не знает, как представитесь?

— Да никак. Ничего говорить о себе не буду, просто приглашу в свой центр послушать таких же молодых, которые занимаются народной песней. Наш центр находится в рабочем районе, несколько лет назад мы пригласили молодежь. Пришли парни и девушки в косухах, с ирокезами на головах, простые школьники. Не поверите, больше половины остались и с удовольствием занимаются вокалом, с большим чувством и охотой. Любовь к Родине же в крови, надо ее только разбудить.

— И тем не менее в нашей стране народная песня не слишком востребована…

— Отношение россиян к национальной культуре сильно отличается от того, как к традиционному народному искусству относятся за границей. В первую очередь это объясняется системой образования. Она имеет 70-летний совковый налет, когда все было подчинено агитации и строительству социализма. А до революции в гимназиях на обязательных уроках музыки пели народные песни, изучали классику. Недавно был в Австралии и встречался с русскими эмигрантами. Так вот, они мне показывали учебные сборники народных песен для детей, датированные XVIII—XIX веками.

Так что корень проблемы совершенно очевиден — образование и информация. В отечественных СМИ народное творчество преподносится совершенно неверно, если вообще заходит разговор на эту тему. На телевидении народной музыки почти нет.

— А как же Надежда Бабкина, Надежда Кадышева?

— Надежда Кадышева сейчас почти не поет народных песен, она в основном исполняет композиции современных авторов. А Надежда Бабкина — она же одна. Кроме нее, и нет никого. Во всяком случае, на ТВ.

— И вас нет. Почему? Не хотите?

— Я не шоумен и не продюсер, мне трудно предположить, что надо сделать и кому позвонить, чтобы концерт Владимира Девятова и фолк-группы “ЯР-марка” пустили в эфир. Все мои попытки пробиться заканчивались провалом.

Кабинет человека портит

— Фольклор приносит деньги?

— Народная песня, безусловно, прибыльна. Просто те немногие продюсеры, которые делают в России шоу-бизнес, под властью стереотипов раскручивают исключительно попсовые проекты, потому что знают, как это делать.

Но я знаю, что есть люди, которые серьезно задумываются о создании чисто фольклорных, с одной стороны, и максимально коммерческих одновременно проектов. В конце концов, в тех же Соединенных Штатах стиль кантри очень популярен. И у нас все будет.

— Вас очень любят начальники разных уровней, вы выступаете на закрытых правительственных мероприятиях. С чем связано такое трепетное отношение к народной музыке именно у чиновников?

— Да нет никакого трепета. Недавно Говорухин правильно сказал про чиновников — хороший мужик вроде, а заходит к себе в кабинет и ненормальным становится. Среди госработников очень много хороших мужиков, которые искренне любят народную музыку. И не думаю, что это установка партии, эта любовь никак не связана с давлением сверху, просто так расположилась их душа.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру