Правила светской беседы

Ни одну встречу даже с самым недалеким человеком не считайте пропащей и не казнитесь из-за потерянного времени. Во-первых, и у самого глупого есть чему поучиться (или от чего оттолкнуться, что в конечном итоге все равно ведет к оттачиванию собственных мыслей), а во-вторых, к этому испытанию надо отнестись как к сеансу повышения квалификации и овладению искусством жить. Разговаривая с глупцом, мучаясь от его плоских и прямолинейных сентенций, мысленно дорисовывайте его портрет, делайте наброски характера… Притворяясь, что слушаете (когда он по третьему разу начнет повторять уже дважды произнесенное), думайте о своем. Этот прием срабатывает и при контактах с умными, но смертельно скучными или надоевшими собеседниками.

Иной раз приходится наблюдать, как человек, начав внимать собеседнику, вдруг останавливается и прерывает его:

— Да это вы уже рассказывали!

Я никогда так не поступаю. Редкое невезение — услышать одну и ту же историю в каноническом варианте. Столь же редки и незначительные, несущественные отклонения от обнародованного однажды оригинала. Куда чаще встречаются изменения глобального характера (они и интересуют). Например, если прежде рассказчик передавал историю как случившуюся с его другом (подругой), то теперь он сам становится главным действующим лицом. Это, как правило, залихватские байки об интрижках с прекрасным (или сильным) полом, о загульных, со множеством забавных эпизодов и этапов, приключениях, в которых равно может принять участие и женщина и мужчина…

Если истории не имеют счастливого (или престижного) финала и герой особых почестей за свои подвиги не снискал, то с течением времени может произойти обратная замена. История, рассказанная от первого лица, превращается в повествование “об одном знакомом”. Нашим взглядам и оценкам вообще свойственно претерпевать значительные изменения, и то, что кажется верхом оригинальности и отваги в одном возрасте, в другом воспринимается как бравада, а то и пустая, не заслуживающая никакого внимания глупость. Темы разговоров, как вы можете догадаться, тоже меняются. Если, скажем, в молодые годы терпима похвальба о том, что накануне выпил пятнадцать кружек пива, то трудно вообразить себе человека карьеры, который кичился бы таким рекордом, рискуя при этом навлечь тень на свою безупречную репутацию.

Но вернемся к предмету нашего разговора, пока мы не ушли от него настолько далеко, что позабыли, о чем речь: в последующих редакциях однажды рассказанного лучше всего раскрывается психология человека.

Однако не забывайте: чем больше говоришь правду, тем меньше тебе верят. Вы и сами, наверное, замечали. Хотите открыть людям глаза, надрываетесь, из кожи вон лезете, а люди в ответ думают: “Не такой он дурак, чтобы переть на рожон, значит, что-то выгадывает, выкручивает наживу, уж мы-то знаем, как это делается, никто себе в ущерб откровенничать не станет, нас не проведешь”.

И начинают выдумывать небылицы по поводу ваших доходов, семейных тайн, национальной принадлежности и замаскированной страсти к властолюбию… В эти небылицы все верят охотно и сразу, гораздо активнее, чем в ваши разоблачительные речи.

Из этих исходных посылок и делайте выводы: надо вам быть откровенным и бороться за искренность или не надо?

Кроме того, пытающийся обличать ломится в открытую дверь. Про кого ты нам рассказываешь? Про того, про кого мы и сами давно знаем, что он мерзавец и негодяй? Значит, ты дурак, если твердишь очевидное!

ПОМАЛКИВАНИЕ — это и есть главный признак цивилизованного общежития, то есть жития в мире и согласии с окружающими.

Вот еще правило, верное для любых эпох и социальных систем: ВЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТЕ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫ. ВАШИ СЛОВА ВСЕГДА БУДУТ НЕВЕРНО ИСТОЛКОВАНЫ. ВАМ ПРИПИШУТ ТО, ЧЕГО ВЫ НЕ ИМЕЛИ В ВИДУ. И НЕ УСЛЫШАТ ТОГО, ЧТО ЯВЛЯЛОСЬ СУТЬЮ ВАШЕЙ РЕЧИ. СМЫСЛ ВАШЕГО ВОЗЗВАНИЯ ИСКАЗЯТ ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ. Поэтому не так уж важно, что вы будете молоть. Главное, запомните: ВЫВОДЫ (будь то научная дискуссия или повседневный треп в курилке) никак не должны сопрягаться с предшествующим текстом. Иначе, если одно будет вытекать из другого и стройно и последовательно одно в другое перетекать, вас просто не поймут. Вы ведь имеете дело с теми, кто не способен мыслить и рассуждать логически…

Эти и другие не менее ценные мысли наличествуют в новом романе Андрея Яхонтова “Учебник для Дур”, презентация которого состоится на традиционной Международной книжной ярмарке 9 сентября (суббота) в 13.00 (Москва, ВВЦ, павильон 57, стенд издательства “МИК” F-76).


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру