Народный олигарх

1 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 332

«Пока он жив, нам не о чем беспокоиться», – говорят о Ратане Тата все, кто так или иначе связан с крупнейшей индийской корпорацией Tata Group – от акционеров до рабочих, занятых на ее многочисленных производствах

Унаследовав в 1991 году пост председателя Tata Group, Ратан Тата не только расширил семейный бизнес в собственной стране, максимально приспособив его к нуждам сограждан, но и начал экспансию на мировые рынки.

В 2000 году, например, Tata Group купила британскую чайную компанию Tetley Tea, позже у корейской Daewoo – подразделение, занимающееся производством грузовиков. Одно из самых последних достижений корпорации – создание совместного предприятия Tata Motors и итальянского Fiat, которое будет базироваться в Индии и собирать ежегодно 100 тысяч машин.

Семья выходцев из Персии Тата была одним из столпов индийской экономики на протяжении полутора столетий. Основателя бизнеса Джамсетджи Тата в стране называют не иначе как «отцом индийской промышленности». Начав в 1868 году с торговли текстилем, он первым в Индии сформулировал три условия экономической независимости страны: развитие сталелитейной промышленности, получение дешевой гидроэлектроэнергии и повышение уровня образования.

И начал строить сталеплавильный завод и первую электростанцию.

Джетангир Тата, дядя Ратана, был легендой своего времени: первый индийский летчик, в 1932 году он основал коммерческую авиалинию Tata airlines. В 1946 она превратилась в Air India и оставалась его любимым детищем вплоть до национализации в 1953 году. Особое уважение сограждан Джетангир заслужил и тем, что сумел стать успешным в бизнесе, будучи предельно честным – он никогда не занимался подкупом политиков и не пользовался черным рынком.

В современной Индии нет такого уголка жизни, где не ощущалось бы присутствие семьи Тата. Индийцы приправляют еду солью «Тата», пьют чай «Тата», пользуются кондиционерами «Тата», живут в отелях сети «Тата», носят часы «Тата» и пользуются мобильной связью, предоставляемой оператором «Тата». Перейти улицу в Индии, не встретив грузовик или автобус с маркой «Тата», решительно невозможно.

Корпорация объединяет 93 компании, общий годовой доход которых составил в прошлом году 17,8 миллиарда долларов. Самые известные из них – Tata Steel, Tata Motors и Tata Tea. Ратан Тата любит рассказывать прессе, как мечтает в один прекрасный день проснуться и узнать, что у Tata Group компаний уже не 90, а все 300. Еще одна его мечта – создать народный автомобиль, стоимость которого не будет превышать 2200 долларов. Небольшая легковушка Tata Indica, которую с 1998 года выпускает Tata Motors, стоит 7 тысяч. Если машину еще уменьшить в размерах, а большую часть деталей кузова делать из пластика, на свет может появиться самый дешевый в мире автомобиль, считает Ратан. (В Китае, впрочем, этого уже добились.)

– Я националист, – говорит он.

– И очень горжусь тем, что я индиец. Меня согревает мыль о том, что качество жизни моих сограждан растет. Но тот факт, что пока оно растет не у всех, заставляет меня двигаться вперед.





Партнеры