Сила автокомпонентов

1 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 266

Чем руководствуются западные производители, которые хотят собирать свои автомобили российскими руками?

Что выгоднее: привозить или производить комплектующие на месте? Глава ОАО «Автофрамос» Жан-Мишель Жалинье объесняется с Еленой Бурлаковой


Елена Бурлакова. Около 10 мировых автоконцернов горят желанием начать в России сборку своих автомобилей. Чем объясняется их небывалый интерес к стране?

Жан-Мишель Жалинье. Россия – привлекательный для иностранных производителей рынок, растущий и совершенствующийся быстрыми темпами. Посмотрите, население страны – 143 миллиона человек, а на тысячу человек приходится пока что только 170 автомобилей. В Европе, например, иная статистика: 585 автомобилей на тысячу человек. При этом покупательная способность населения растет, что делает Россию рынком с большим потенциалом. Таким образом, интерес иностранных автопроизводителей к России вполне объясним.

Можно ли говорить о выигрыше автоконцернов, пролоббировавших в свое время повышение пошлин на ввоз в Россию иномарок?

Насколько мне известно, с 1998 года – времени нашего прихода в Россию – здесь не проводилось никакого повышения пошлин на ввоз в страну новых иномарок. В целом же, рассуждая о «выигрыше», нужно четко разделять кратковременные преимущества и долгосрочную перспективу. В основе долговременного успеха всегда лежит успешный продукт.

При каких пошлинах на автомобили производителям выгодно импортировать, а когда – переходить на производство в той или иной стране?

Однозначного ответа не существует. Для завода полного цикла на первый план выходит разница между таможенными тарифами на готовый автомобиль и на ввозимые детали. Однако создание производства неизбежно сопровождается высоким уровнем локальной интеграции комплектующих. В этом случае роль играют не только таможенные тарифы, но и логистические расходы, затраты на транспорт, стоимость автокомпонентов и производства в стране.

Считаете ли вы, что сегодня в России созданы ясные правила игры для иностранных автоинвесторов, склонных к большим вложениям?

«Правила игры» стали значительно яснее, в частности, благодаря Соглашению о промышленной сборке автомобилей в рамках постановления правительства №166. Тем не менее хочется надеяться на то, что в будущем иностранным производителям удастся избежать прохождения многочисленных инстанций для того, чтобы решать текущие вопросы.

Будь ваша воля, вы бы ограничили ввоз в Россию подержанных иномарок?

Я думаю, такие процессы эффективнее всего регулирует сам рынок. Поэтому нет необходимости вводить искусственные ограничения. Сегодня, как показывает статистика, все большую и большую долю рынка завоевывают автомобили иностранных марок, производимые в России.

На каком году новый завод становится рентабельным?

Как правило, на это уходит 2 года. Это время, необходимое новому заводу для того, чтобы выйти на максимальную мощность. При работе в 3 смены.

Неумение русских делать качественные машины – это миф?

Мне кажется, что дело не в национальности, а в правильно организованном технологическом процессе. На нашем заводе – на котором по определению работают только русские люди (за исключением нескольких французов) – мы применяем систему производства Renault и контролируем качество на каждом этапе. При выборе российских поставщиков мы строго следуем нормам компании по качеству. В обучении персонала мы также делаем акцент на качество. Например, операторы приступают к работе на конвейере, только пройдя нескольких этапов обучения, за которым следует обязательный экзамен, позволяющий увидеть, насколько крепки приобретенные знания и навыки.

Как вы относитесь к тому, что российские инвесторы приобретают права на производство иностранных автомобилей и начинают сами изготавливать продукцию зарубежных марок?

Я считаю, что предложение на рынке должно быть разнообразным. Потребитель сам решит, что ему выбрать, чему отдать предпочтение.

Чехия благодаря иностранным инвестициям и технологиям практически превратилась в автомобильный центр Европы, что имеет свое историческое объяснение. Интерес к Москве логичен, к Тольятти тоже. Но чем объясняются автомобильные амбиции Санкт-Петербурга – города, в котором нет большого числа высококвалифицированных рабочих?

При запуске производства в России выбор места определяется совокупностью различных факторов. Таких, например, как развитость инфраструктуры, наличие партнеров, квалифицированной рабочей силы и так далее. Какой из них более или менее значим, каждый из производителей решает сам.

Санкт-Петербург – важный морской порт, он близок к Европе. Интерес к нему со стороны автопроизводителей, которым нужно ввозить комплектующие морем, вполне объясним и понятен.

Промышленная сборка в стране идет вразрез с интересами дилеров. Кто победит? Что в ближайшие годы будет происходить с этими «сообщающимися сосудами»?

Если вы имеете в виду дилеров-импортеров, не связанных с производителем, то эта проблема неактуальна. Большинство автопроизводителей на сегодняшний день располагают собственными дилерскими сетями, что позволяет обеспечивать должный уровень качества обслуживания.

Получит ли широкое распространение в России рынок производства автокомпонентов?

Как вы сами уже заметили, в Россию приходит все больше и больше иностранных автопроизводителей с целью организовать и развивать здесь предприятия. Но рентабельное и качественное производство, особенно в такой огромной стране, как ваша, невозможно без локальных поставок комплектующих. Поэтому выпуск автокомпонентов в России, без сомнения, будет набирать силу. Причем развитие коснется и повышения качества продукции. Мы, например, уже работаем с несколькими российскими поставщиками автомобильных комплектующих.

Как вы оцениваете перспективы иных развивающихся стран с точки зрения вложения прямых инвестиций, например Китая, Индии?

Международные корпорации приходят на развивающиеся рынки, поскольку те, как правило, представляют для них интерес и характеризуются большим потенциалом роста. Что же касается прямых инвестиций, то им должна способствовать государственная политика в стране, поддержка властей.





Партнеры