Алексей Вязовцев: «Десять лет – как сувенир на память»

1 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 808

Многие российские бизнесмены первой волны, сформировавшейся в 90-е годы, никуда не исчезли. Более того, они вполне процветают и преисполнены благих намерений. Алексей ВЯЗОВЦЕВ, генеральный директор рекламно-сувенирной компании «Альтер Эго Промоушн», – классический пример selfmade man (бизнесмена, рожденного «на заре рыночной экономики»). В беседе с Аркадием АРЗАМАСЦЕВЫМ о том времени он вспоминает без снисходительного снобизма, но и не испытывает излишней сентиментальности

Аркадий Арзамасцев. Алексей, в этом году вашей компании исполнилось 10 лет. Как все начиналось?

Алексей Вязовцев. Честно говоря, помог случай. Начиналось все в бесшабашные 90-е, когда возможностей для развития бизнеса было хоть отбавляй. В то время, как известно, многие брались за разные проекты, ритм жизни был бешеный, настоящий круговорот событий. Не было, конечно, соответствующих знаний, но зато в избытке хватало энтузиазма, желания попробовать себя в новом деле. Естественно, заработать тоже хотелось.

На тот момент, если не ошибаюсь, в 1995 году, я был совладельцем радио «Бумеранг». Для проведения различных конкурсов нам понадобилась сувенирная продукция. Я обратился к своему приятелю в Турции, он прислал нам прайс-лист… Цены, скажем так, приятно удивили. Посидели с друзьями, прикинули, что к чему… Получалось, что при небольших вложениях мы получали как минимум трехкратную выручку. Можно сказать, с этого времени появилась идея создать «Альтер Эго». Дальше – как у всех. Потихоньку развивались, открывали новые направления, расширяли клиентскую базу – пока не осознали, что находимся в авангарде отрасли.

Через несколько лет из АЭ отпочковалась «Радуга» – самостоятельная компания, действующая в том же сегменте, что и АЭ, но занимающаяся оптовой торговлей и более ориентированная на регионы. Она работает непосредственно с рекламными агентствами, обеспечивая их необходимой сувенирной продукцией.

ДЕФОЛТ ПЕРЕЖИЛИ БЫСТРО

Из тех, с кем ты начинал, кто-то работает в компании до сих пор?

Нет, всех разбросала судьба… Дружеские отношения с некоторыми людьми поддерживаю, но бизнес-дорожки у нас разошлись. Костяк нынешнего коллектива постепенно стал складываться в конце 90-х годов. Сейчас в московском офисе компании трудится около сорока человек.

Как пережили дефолт?

В целом нормально. Мы в то время только развивались, так что удалось пройти сложный этап без ощутимых потерь. Да, доходы, зарплаты на определенный период сократились, но основные клиенты остались, а для поступательного движения это главное. Да и кому тогда было легко? К тому же дефолт разразился в августе, а для нас это «мертвый сезон». А к ноябрю-декабрю мы уже вышли на приличные для того периода показатели.

С беспределом 90-х приходилось сталкиваться?

Случалось, но все нормально, все живы-здоровы. Честно говоря, наш бизнес отличает приверженность определенным правилам игры, которые были сформированы еще на этапе становления рынка. Наш рыночный сегмент весьма цивилизованный. Связано это, возможно, с общим культурным уровнем предпринимателей… Все же большинство имеет высшее образование. Хотя специальности, полученные в институте, самые разнообразные… Я вот, например, инженер.

Можете сравнить условия для частного бизнеса в 90-х с нынешними реалиями?

Тогда было разнообразное время, начинать было легче.

В силу того что многие сегменты рынка оставались неизведанными, имелся шанс к чему-то приступить, потом отказаться, если не получится. Как у меня, допустим, не сложилось с радио, но состоялось с «Альтер Эго». Сейчас все жестче. Почти нет права на ошибку. Рынок структурирован, иногда администрирован, наиболее перспективные направления уже заняты. Налоговое бремя увеличивается, а законодательная база требованиям нынешнего дня по многим параметрам не соответствует… С другой стороны, появилась некая стабильность, возможность планирования, облегчились некие бюрократические процедуры, улучшилась банковская структура… Короче, везде свои плюсы и минусы, трудно дать однозначную оценку. Одно остается неизменным – времени на остановку у нас нет…

Вы отмечали 10-летие компании в Турции. Как все прошло, кого приглашали, как ты вообще относишься к корпоративным досуговым мероприятиям?

Идея корпоративного юбилея вызревала давно. Мы долго и серьезно готовились, пригодились мои турецкие связи. Праздник прошел 19–21 мая. На торжествах, проходивших на анталийском побережье Турции в отеле Joy Kiris World, присутствовали коллеги, партнеры, клиенты из многих регионов России.

Были приглашены артисты театра «Квартет И». Ребята выступили настолько зажигательно, что взрывы смеха были слышны по всему побережью. Шутки и розыгрыши чередовались с поздравлениями гостей. В адрес компании прозвучало много теплых слов с пожеланиями новых успехов и процветания. Вечер закончился феерическим салютом. Следующий день был посвящен отдыху, развлечениям и спортивным состязаниям.

Гвоздем программы стал коллективный запуск воздушных змеев, которые компания подарила всем участникам торжества.

В ходе праздника гости получили возможность не только отдохнуть, но и обсудить деловые вопросы, обменяться мнениями и поближе познакомиться в неформальной обстановке.

Отношение к подобным мероприятиям самое положительное. Думаю, теперь они будут проводиться на постоянной основе.

В ПОИСКАХ ШЕЛКОГРАФОВ

Не так давно ты занялся общественной деятельностью в рамках РАППС (Русской ассоциации производителей и поставщиков сувениров). Какие задачи стоят перед этой организацией?

Если бы РАППС не было, ее стоило бы придумать. Появилась она в 2000 году. Необходимость создания подобной организации назрела давно, поскольку защитой прав компаний из нашего рыночного сегмента, координацией действий, просветительской деятельностью централизованно никто не занимался. Есть и образовательный интерес. Необходимых нам специалистов не так много, и, как правило, большинство из них самоучки. По сути, у нас нет учебных заведений, где прививались бы навыки нашей специальности, специфики бизнеса. Допустим, так нам необходимых шелкографов нигде не готовят. Надеемся, что в рамках РАППС у нас получится поставить на поток различные курсы, семинары для желающих овладеть спецификой нашего дела.

Организация ставит перед собой лоббистские цели?

Мы стремимся активизировать это направление. Хотим, безусловно, более тесно взаимодействовать с рынком рекламы и оказывать на него определенное влияние. Входим в различные ассоциации отечественных рекламистов. Пытаемся наладить в интересующих нас вузах курс по рекламно-сувенирному рынку. Одно из направлений деятельности РАППС – проведение выставок с нашей продукцией. Я как председатель выставочного комитета непосредственно отвечаю за данный участок.

Выставки проходят в разных городах?

Пробный шар был запущен в Москве и Питере. Но поскольку мы хотим более активно осваивать регионы, то сейчас организуем их в провинции. В частности, в 2006 году выставки прошли в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске. Интерес большой. Задача выставок как просветительская, так и маркетинговая: с одной стороны, мы пытаемся заинтересовать потенциальных покупателей, с другой – рассказываем о нюансах нашей деятельности, знакомим посетителей с последними тенденциями на рынке рекламно-сувенирной продукции. Соблюдаем и свой интерес, знакомясь с мнением на местах, какая продукция в регионах может быть особенно интересна. Ведь серьезных маркетинговых исследований по данному вопросу нет.

Время на АЭ остается?

Ну, в компании процесс отлажен. Мое постоянное присутствие здесь уже не так необходимо, как на начальном этапе. Хотя, конечно, руку на пульсе держу.

Что представляет собой рынок сувенирной продукции в настоящее время? Каков его оборот?

Специальных исследований нет. Разные цифры называются, и в большом диапазоне. Думаю, в этом году оборот рекламно-сувенирной продукции составит около 700 миллионов долларов.

Какие тенденции на рынке?

В связи с техническим прогрессом развивается и соответствующая «сувенирка», выраженная в аксессуарах. Сейчас популярно все, что связано с компьютерами, автомобилями, мобильными телефонами. При этом сувенир должен быть функциональным, а не просто «приятной безделицей».

За что ты можешь уволить подчиненного?

За недобросовестное отношение к делу… Я могу терпеть капризную «звезду», если даже у меня не складываются личные отношения с этим сотрудником, но если налицо саботаж, то поблажек не будет ни для кого.

Для чего ты пошел в бизнес?

Ради денег и, наверное, ради ощущения свободы, независимости от каких-либо сопутствующих привычному слову «работа» атрибутов – начальство, график и тому подобное. Романтики здесь немного, откровенно говоря… На заре туманной юности, возможно, я испытывал какие-то сантименты, но с течением времени такие ощущения только притуплялись. Повторюсь, бизнес делается прежде всего для финансового благополучия. Твоего личного и твоей семьи.

ДОСЬЕ

ООО «Альтер Эго Промоушн» существует с 1996 года. За это время компания заняла прочное место среди лидеров отрасли. Основным профилем является поставка и изготовление корпоративной, рекламно-сувенирной, презентационной и подарочной продукции. Собственная производственная база по персонализации изделий из любых материалов позволяет качественно и в кратчайшие сроки наносить изображения самой высокой сложности. Парк оборудования включает станки тампонной печати, шелкотрафаретное оборудование для листовой и круговой печати, карусель для печати по текстилю, позолотные прессы, оборудование для лазерной гравировки.

Помимо этого ежегодно компания готовит новогоднюю программу, которая включает в себя специальные предложения по изготовлению календарей (квартальные, карманные, настольные, настенные листовые и перекидные) и издание ежедневников, планингов, записных книжек (могут быть как в экономичном варианте, так и в элитных кожаных обложках).




Партнеры