Царица школ из Царицыно

Зачем Центру образования старый патефон?

13 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 640

Эту школу с полным правом можно занести в Книгу рекордов Гиннесса — в ней почти 60 классов, более 1500 учеников.

И расположена она не в одном здании, а сразу в четырех. Директору школы Ефиму Рачевскому приходится по несколько раз в день переезжать из одного здания в другое.

Но он не жалуется.

В этом году Центр образования №548 “Царицыно” отметил свое 70-летие. Недавно 548-я стала финалистом престижного конкурса “Лучшая школа России-2006” и получила приз — “Серебряный колокольчик”. А до этого победила в конкурсе инновационных школ, проводимом в рамках нацпроекта “Образование” и была премирована миллионом рублей.

— На что потратите правительственные деньги? — спрашиваю у заместителя директора 548-й Марины Владимировны Ильиной.

— На информатизацию начальной школы. У нас много планов: надо поменять окна, сделать ремонт раздевалки — поставить индивидуальные шкафчики для учеников.

Вместе хорошо, а врозь — лучше

— Сейчас мы находимся в здании на улице Маршала Захарова, — рассказывает Марина Владимировна. — Здесь располагается основная школа — 5—8-е классы, а рядом, в отдельной пристройке — начальные классы. Старшие ребята учатся в новом корпусе на Домодедовской. Так удобней всем — малыши не мешают старшеклассникам, и наоборот. 9—11-е классы у нас профильные, ребята занимаются по индивидуальным учебным планам. Два обязательных предмета по выбору ученика изучаются глубоко, остальные — по общей программе. Так легче подготовиться для поступления в вуз.

Стены школьных коридоров увешаны пейзажами. “Это работы учеников нашей художественной школы, — поясняет Марина Владимировна. — В пятом классе мы набираем отдельный класс, художественный. Принимаем не только своих, но и со всего района. Главное, чтобы было желание рисовать. У учеников помимо основных предметов 12 часов в неделю — занятия рисунком, живописью, лепкой”.

Одна из классных комнат выглядит необычно: нет привычной доски, вместо парт — низкие банкетки с подушками, перед ними — возвышение для учителя, а под потолком — бумажные фонарики. В углу комнаты расположился маленький бассейн, в котором плавают золотые рыбки и белые лягушки-альбиносы. За ними меланхолично наблюдает самая настоящая цапля. В виде чучела, разумеется.

— Это наш китайский класс, — поясняет Ильина. — Принимаем в него ребят уже второй год. Отбор идет очень жесткий — требуется усидчивость, внимание, хорошая память. Китайцы говорят: “Чтобы запомнить иероглиф, надо рисовать его по 100 раз в течение 100 дней”. Так что нагрузка на ребят очень большая — 5 часов китайского языка еженедельно. И это помимо 5 часов английского и всех других предметов.

Сделай сам

На стене соседнего класса замечаю табличку — “кабинет отремонтирован родителями учеников 7 “Б” класса”.

— Папы и мамы нам очень помогают, — говорит Марина Владимировна. — Они не только ремонтируют классы, но даже строят их. В этом году, например, было очень много малышей. Мы же могли отрыть только 4 первых класса. Тогда родители за свой счет построили в пустующем помещении на первом этаже два дополнительных кабинета, и теперь у нас 6 первых классов.

В школе, как я узнал, действует попечительский совет. Папы и мамы вместе с учителями решают, на что потратить внебюджетные деньги. Многие попечители — бывшие ученики школы. Никаких обязательных вступительных взносов и ежемесячных платежей в 548-й не существует. Каждый родитель дает столько, сколько может.

— На первом этаже есть стенд с конвертом, в который родители кладут квитанции о добровольных взносах. Одна бабушка, например, регулярно переводит по 10—15 рублей, и мы ей благодарны. Более состоятельные родители жертвуют достаточно большие суммы. Все деньги уходят на оплату внеклассной работы — кружков, секций, студий, а также на экскурсии, театры, музеи, ремонт и хозяйственные нужды.

Райский сад

— А вот наша гордость — оранжерея, — продолжает экскурсию Ильина. — Все здесь выражено руками самих учеников или подарено родителями.

Входим в оранжерею и попадаем в райские кущи — высятся пальмы, зреют большие желтые лимоны, цветут красивые каллы. Под стеклянной крышей тепло и влажно, как на экваторе.

— Не все ребята могут побывать в тропиках, — говорит учитель биологии Надежда Романова, — поэтому мы устроили тропики прямо здесь, в школе. У нас большая коллекция редких и экзотических растений. Многие родители приходят с детьми, чтобы сфотографироваться на фоне цветущего гранатового дерева или гинго.

Оранжерея расположилась буквально на крыше — над переходом из здания школы в пристройку.

Для мальчишек и девчонок

— А вот кабинет технологии, — с гордостью говорит Марина Ильина.

В просторной комнате — парты-верстаки, фрезеровочные, токарные, деревообрабатывающие станки.

— Уроки технологии проходят попеременно для мальчиков и девочек, — объясняет учитель труда Владимир Васюков. — Полгода занимаются ребята — столярничают, слесарничают, изучают электроприборы, а потом приходят девчонки. Вначале они пугаются непривычного оборудования, но потом очень быстро осваиваются и начинают делать очень интересные вещи.

Владимир Константинович достает из шкафа затейливо выточенный подсвечник.

— Такие вещи наши ученицы любят делать своими руками и дарить своим родным и подругам на день рождения. А еще они хорошо выжигают. Смотрите, какая прелесть!

На меня с доски грустно взирал длинногривый конь. Видно, опечалился, что нет хозяина-наездника.

— А чем занимаются в это время мальчики? — спрашиваю у Марины Владимировны.

— Домоводством. Шьют, учатся готовить еду, вести хозяйство. Мужчина в жизни должен уметь делать все.

Трудно с этим не согласиться.

А еще в 548-й действует свой “школьный дозор”. Ребята следят, чтобы выключали свет, закрывали краны в туалетах, на ломали мебель. За счет сэкономленных денег в прошлом году школа приобрела 4 японские швейные машинки, баскетбольные и футбольные мячи. А ученики научились бережнее относиться к школьному имуществу.

Знаний много не бывает

— Почему вы все-таки называетесь — Центр образования, а не гимназия или лицей, что более модно?

— Наш лозунг — “Хождение в школу не должно мешать образованию”. Накачать ребенка одними знаниями мало, он должен развиваться всесторонне. Этому способствует дополнительное образование. В школе действует 73 кружка, спортивные секции, творческие центры, в которых занимается 1800 ребят. Это и наши ученики, и ребята из других учебных заведений. С ними работают 130 педагогов. Директор, Ефим Лазаревич Рачевский, любит повторять: “Главная фигура в школе — это учитель”. Это действительно так — от энтузиазма, умения, желания педагога зависит, станет ли школа для ребенка родным домом, где он будет проводить все время, или же останется казенным домом, где он отсиживает положенные часы. В нашем центре ребята занимаются с утра и до вечера. Для них открыты три театра, в том числе на английском и немецком языках, студии восточного, балетного, эстрадного и бальных танцев, секции художественной гимнастики, айкидо, баскетбола, мини-футбола, самбо, регби, бадминтона, шахмат, тенниса, есть дизайнерская, анимационная и телестудии, кружки японского языка, бисероплетения, ковроткачества, мастерские батика и оригинальных кукол, работают два хора. Кроме того, у нас есть информационный центр — библиотека и компьютерный класс.

— Недавно, к юбилею, мы открыли музей нашей школы, — продолжает Марина Владимировна.

Подходим к комнате, отделенной от коридора стеклянной стеной. За ней — парты советского периода, портфель образца сорок какого-то года, старые газеты, патефон, ламповый радиоприемник. Видно, как тщательно и бережно восстанавливали ученики и педагоги атмосферу их первой альма-матер. Старое здание школы давно снесли, но память о нем и о тех годах осталась. И мне кажется очень важным, чтобы ученики помнили прошлое.





Партнеры