Наш «прорыв» в Приднестровье

Четвертые президентские выборы в Приднестровье вряд ли принесут какие-то сюрпризы. Главный претендент на президентское кресло – недавно отпраздновавший 65-летие действующий президент Игорь Смирнов. Единственный серьезный соперник, способный составить ему конкуренцию, – спикер Верховного Совета Евгений Шевчук – отказался от участия в выборах. Как поговаривают злые языки, не без участия Москвы. Так что в победе Смирнова не сомневается практически никто

Одним из ее факторов называют не только популярность бессменного президента ПМР. В непризнанной республике активно действует молодежная группа его поддержки, приднестровские «Наши». Недавно побывавший в Приднестровской Молдавской Республике румынский репортер, директор бухарестского центра журналистских расследований Стефан КАНДЯ выведал именно этот штрих политической жизни Приднестровья.

Коммунистические символы бросаются в глаза в маленькой республике на каждом шагу. Серп и молот, красная звезда – эти символы на гербе Приднестровья. В любом городе, любом издании эти символы используются настолько широко, что это похоже на идею фикс. Статуи Ленина и Сталина, танки и другие знаки социалистической эры красуются на каждом шагу. Тем не менее в разговоре с простыми людьми становится ясно: они считают, что живут не в коммунистической стране, а при капитализме, который ненавидят.

Это плоды работы пропагандистской машины, которая неустанно вещает, что Приднестровье – важный фактор борьбы с коммунизмом в регионе, особенно в «соседней» Молдове. Более того: компартию в Приднестровье и ее членов стали притеснять в конце 90-х годов из-за связей с партией молдавского президента Владимира Воронина. Секретные службы конфисковали тогда предвыборные материалы Компартии приднестровских рабочих. В 2002 году приднестровское оппозиционное движение было объявлено вне закона из-за поддержки Партии коммунистов Молдовы.

Государственная пропаганда продвигает нескольких лидеров во главе с Игорем Смирновым и нескольких «защитников родины», которые защищали ее с оружием в руках. В остальном это сплав символов, которые проповедуются скопом. Поразительно, но в Приднестровье мы обнаружили самый настоящий культ личности Че Гевары. Идол молодости Смирнова, Че сегодня представляет молодежную организацию ультраправой ориентации «Прорыв». Ее учредителем является офицер высокого ранга Министерства госбезопасности Приднестровья Дмитрий Соин.

ПРИДНЕСТРОВЕЦ

– У вас точно есть журналистские удостоверения? – нервно спрашивает водитель такси, который взялся доставить нас из Кишинева в Тирасполь. Утвердительный ответ немного успокаивает его, а от последних его сомнений не остается и следа на пропускном пункте, где имя Дмитрия Соина в наших устах воспринято как пароль на свободный проход. Не только водитель расслаблен, но и весь контрольно-пропускной аппарат, который без разговоров дает нам свободно пройти. И это после того, как буквально за два дня до этого нас задержали и досконально проверили пограничники, подведомственные грозному Министерству государственной безопасности (МГБ).

Поколесив по серой советской столице, где над всем возвышается Ленин, мы попали в западный оазис – резиденцию молодежной организации «Прорыв». Организация, объединяющая 300 постоянных членов только в Тирасполе, занимает крыло в кафе «Айленбург». Ресторан назван в честь восточногерманского города, ставшего в 2002 году побратимом Тирасполя. Связи с приднестровской столицей ослабли в последние годы, и часть ресторана превратилась в культурный центр «Айленбург» и приютила ультраправую организацию. В дверях нас встретили охранники, которые при помощи видеоустановок следят за всем, что происходит в здании и окрестностях. Буквально перед зданием величественно замер черный БМВ седьмой серии Соина. Офицер МГБ встречает нас весело, говорит по-английски, но предупреждает, что интервью будет на русском. Помещение просторное, оснащено современно. Из современных звукоусилителей раздаются западные хиты. Сотрудницы «Прорыва» – студентки – и днем одеты как на дискотеке: кожаные сапожки на высоком каблучке, тонкие капроновые чулки, плотно облегающие брючки в три четверти. Десять компьютеров расположились в одном из боковых помещений, на их desktop’е красуется Че Гевара в различные моменты жизни.

По соседству с флагами России, Приднестровья и организации «Прорыв» обустроено нечто вроде алтаря Че Гевары. Молодые девчата наклеивают красные цветы, готовя церемонию приема новых членов организации. В этом здании находятся курсы Высшей школы политических лидеров имени Эрнесто Че Гевары.

– Готовим молодых лидеров, учим их, чтобы они могли основать собственную организацию, готовить пропагандистские материалы. Наша задача – построить современное общество: демократизируем Приднестровье и выводим коммунизм из Молдовы, – говорит с улыбкой на губах майор госбезопасности Соин. – Да, я майор секретных служб, начальник управления по защите Конституции. Но собираюсь выйти на пенсию, работаю здесь с 1992-го.

Соин – многосторонняя личность: социолог, преподаватель социологии Тираспольского университета, инструктор йоги. Заложил основы частного центра по дезинтоксикации, владеет типографией и строительной фирмой, намерен открыть дискотеку и институт йоги...

Соин нервно теребит золотую авторучку в тот момент, когда мы открываем жалюзи выходящего на улицу окна, чтобы сфотографировать его. Телохранитель словно ненароком вырастает у окна и начинает прохаживаться взад-вперед. У Соина на запястье массивные золотые часы, коричневый ремешок отлично подходит к кожаной куртке. Длинные волосы собраны в пучок на затылке. Он высок, солиден, одет во все фирменное. На футболке надпись Roberto Cavalli. Чуть позже замечаем на поясе под курткой пистолет. Соин опасается похищения.

– После 2005 года были неоднократные попытки. Сейчас у меня боевой порядок постоянных телохранителей. Трое в Тирасполе и два автомобиля на выходах из города. Это офицеры быстрого реагирования МГБ.

На вопрос о том, что побудило его выбрать Че Гевару в качестве символа для ультраправой организации, Соин с готовностью отвечает, что его организация не сталинская, но и не правая.

– Че Гевара – символ романтической революции, и эту цель преследуем и мы. Как у организации у нас много общего с теми, кто сделал «оранжевую» революцию на Украине.

Странно, но в прошлом году Соин выступил с речью об угрозе «оранжевых» революций в регионе. Относительно правой ориентации «Прорыва» можно сказать, что его действия красноречивее всяких слов. Не говоря о том, что сайты «Прорыва» включены в международную сеть веб-страниц ультраправых организаций, а приветствие членов организации идентично нацистскому.

С той лишь разницей, что вскинутая рука сжата в кулак.

БРИТАНСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ?

О финансировании организации Соин не слишком распространяется. В первую очередь упоминает о самофинансировании через департамент фандрайзинга и политконсультаций – ситуации, когда приднестровским фирмам было бы трудно отказать офицеру МГБ. Затем заводит речь о России как о главном финансисте. На вопрос о финансовом вкладе Запада Соин отвечает, что сейчас этого нет, а о прошлом говорить избегает.

По словам Штефана Урыту из молдавского филиала Хельсинкской группы, в ноябре 2005 года во время семинара в Брюсселе на тему Приднестровья одна из представительниц посольства Великобритании в Молдове Маргарета Мэмэлигэ заявила, что посольство финансово поддерживает «Прорыв» через программу Peace Building.

В беседе с нами Мэмэлигэ опровергла эту информацию, но отказалась показать список общественных организаций Приднестровья, получивших финансирование в рамках соответствующей программы.

Соин является также учредителем общественной организации «Стратегия», которая входит в блок молодых патриотов «Молодая гвардия». Оппоненты Смирнова утверждают, что через эти организации Соин, а значит и МГБ, имеет в своем распоряжении армию молодых людей, которые осуществляют на практике акты вандализма и запугивания неугодных. Весной подвигом «Прорыва» был погром тираспольского офиса миссии ОБСЕ с захватом флага.

– Это была всего лишь первоапрельская шутка, не пойму, почему люди восприняли ее так всерьез, – говорит Соин. Но флаг почему-то с тех пор хранится в «Прорыве».

ДОСЬЕ

Плановое урегулирование

За годы, прошедшие с момента приднестровского конфликта начала 1990-х, молдавские и приднестровские власти несколько раз предпринимали попытки наладить отношения.

Стороны почти смогли договориться в 2003 году на базе плана урегулирования, предложенного Дмитрием Козаком, занимавшим в то время пост заместителя руководителя Администрации Президента РФ. По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение российских войск в количестве до двух тысяч человек на территории Приднестровья сроком до 2020 года в качестве «гарантов» урегулирования конфликта. Буквально в последний момент под давлением ОБСЕ и студенческих протестов президент Молдавии Владимир Воронин отказался от подписания соглашения, заявив, что оно дает односторонние преимущества ПМР и имеет скрытую цель – признание независимости Приднестровья. Переговоры возобновились лишь в 2005 году на базе предложений, представленных украинским президентом Виктором Ющенко.

План Ющенко, обнародованный в середине мая 2005 года, также предполагал предоставление Приднестровью статуса автономии, но в составе Молдавии. В плане предусматривалось проведение в Приднестровье осенью 2005 года всеобщих выборов – по закону, который должен быть принят молдавским парламентом. Новоизбранному органу представительной власти Левобережья следовало провести конституционную реформу, упразднив институт президента и (уже совместно с Кишиневом) устранив разночтения в центральных и местных законах, а также определить будущий статус автономии в рамках единого молдавского государства. «План Ющенко» допускал прямое общение третьих сторон с Тирасполем без участия Кишинева. Кроме того, в документе не было ни слова о выводе российского воинского контингента с территории ПМР, на котором настаивал Кишинев. Мировому сообществу предлагалось проконтролировать местные парламентские выборы, а это означало, что их результаты будут признаны легитимными.

Несколько позже «план Ющенко» был скорректирован представителями Молдовы, которые потребовали скорейшего вывода российских войск и внесли предложение заменить их силами ОБСЕ и НАТО (ранее на сотрудников этих структур предполагалось возложить туманные наблюдательные функции).

Выборы в ПМР

В соответствии с Избирательным кодексом Приднестровья кандидатом в президенты республики может стать любой гражданин Приднестровья, достигший 35-летнего возраста, имеющий гражданство ПМР не менее десяти лет, постоянно проживающий на территории государства и собравший в свою поддержку подписи не менее двух процентов от общего количества избирателей. Выборы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Срок полномочий президента – пять лет. Одновременно с президентом на тот же срок избирается и вице-президент.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру