Доступное жилье: проблемы и перспективы

Жилье – один из четырех национальных проектов. В глазах россиян он чуть ли не самый важный. По данным соцопросов, жилищными условиями и ценами на новостройки недовольны 2/3 жителей страны

1 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 361

Государство обещает к 2010 году увеличить объемы ввода жилья до 80 млн. кв. м в год. Ожидается, что это приведет к снижению рыночной стоимости квартир, причем социально незащищенные категории граждан – в первую очередь инвалиды, молодые семьи, вынужденные переселенцы, чернобыльцы и т.д. – при приобретении жилья смогут рассчитывать на финансовую поддержку государства. Уже сейчас в стране успешно реализуется программа выпуска государственных жилищных сертификатов (ГЖС), к которой не прочь присоединиться обманутые вкладчики строительных пирамид. Есть ли у них шансы и как впредь не допустить повторения ситуации, в которой оказались тысячи добросовестных приобретателей жилья по всей России, шла речь за круглым столом в редакции журнала «Деловые люди».
Круглый стол на тему «Доступное жилье: проблемы и перспективы» организован редакцией «ДЛ» совместно с Росстроем. Нашими гостями были руководитель дирекции по реализации государственных инвестиционных программ Росстроя России Анатолий Мишанов, замдиректора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Константин Абрамов, член Общественной палаты Анатолий Кучерена, заместитель министра по строительству МО Сергей Жданов, депутат ГД Александр Хинштейн.

Анатолий МИШАНОВ:
В государственной программе «Жилище» есть подпрограмма выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Это увольняемые в запас военнослужащие, вынужденные переселенцы, граждане, подлежащие отселению из районов Крайнего Севера, чернобыльцы, лица, подлежащие выселению из города Байконура. При принятии программы всего было задекларировано 708 тысяч семей, которых необходимо обеспечить жильем. Мы провели инвентаризацию списков очередников, после чего эта цифра снизилась на 19% и сейчас составляет 572 тысячи. Бюджет программы выполнения гособязательств перед названными категориями граждан до 2010 года составляет 132 млрд. руб. По нашим расчетам, этих средств должно хватить, чтобы обеспечить государственными жилищными сертификатами 23% очередников.
Механизм ГЖС всем известен – это приобретение готового жилья на рынке. Стоимость сертификата с 2004 года определяется исходя из норматива стоимости жилья в РФ, в настоящий момент она составляет 14 тыс. 900 руб. У гражданина есть выбор: либо выбирать регионы с более дешевой стоимостью жилья и приобретать квартиру даже большей площади, чем ему положено при перерасчете с сертификата, либо ехать в более дорогие регионы и тогда доплачивать свои собственные или заемные средства. Что касается последних, то программой предусмотрен механизм использования ГЖС в качестве первоначального взноса по ипотеке. В большинстве регионов его стоимость покрывает 50–80% рыночной цены жилья.
Существует идея использовать ГЖС для решения проблем обманутых вкладчиков. В самой подпрограмме – это неправильно, поскольку государство перед этой категорией граждан обязательств напрямую не имеет. Но сам механизм для решения проблемы задействовать можно, поскольку, во-первых, это не «живые» деньги, а во-вторых, сертификат можно обменять только целевым образом, на жилье. Абсолютно безопасный способ.

Константин АБРАМОВ:
На сегодняшний день в приоритетах россиян – улучшение жилищных условий стоит на первом месте, на втором – возможность дать образование детям. Полностью удовлетворены своими жилищными условиями всего 6% населения России, скорее удовлетворены – 15%, скорее не удовлетворены – 33%, и совершенно не удовлетворены – 42%. В ходе нашего последнего опроса выяснилось, что 36% респондентов считают, что право на получение жилищного сертификата должно быть не только у представителей отдельных категорий, но и у любого гражданина России. Эти цифры говорят о том, что население ожидает, что именно государство будет системно улучшать условия жизни россиян с помощью различных своих программ, в том числе ГЖС. Пока, по мнению граждан, средств из бюджета на эти цели выделяется недостаточно. Об этом говорят 85% опрошенных.

Анатолий КУЧЕРЕНА:
К нам в рабочую группу приходят дольщики даже 93-го года. То есть все это время в стране накапливалось огромное число людей, которые подписывали договора, вносили по ним деньги, чтобы в указанный срок въехать в новое жилье. Обвинять их в чем-либо сложно. У нас такая страна. У нас люди юридически не подкованы и не вникают в тонкости документов, на которых расписываются. Мы уже насчитали 20 различных типов договоров соинвестирования. Конкретных конструктивных предложений по выходу из этой ситуации от руководителей регионов, где действовали недобросовестные строительные фирмы, мы не услышим. Даже если глава органа местного самоуправления и губернатор проявляют стремление помочь обманутым дольщикам, они не могут ничего сделать, потому что по действующему закону даже выделить компенсационную площадку невозможно. Все земельные участки должны выставляться на торги. Поэтому мы пришли к выводу, что надо принимать законопроект по реструктуризации строительных организаций. Я убежден, что по-другому из этого коллапса выйти нереально.

Сергей ЖДАНОВ:
За последние два года Московская область строит больше всех в стране – более 5 млн. кв. м ежегодно. Но все равно жилья, особенно дешевого, не хватает. Поэтому мы намерены активно развивать строительство индивидуальных домов в сельской местности, где квадратный метр действительно можно построить за 300 долларов, поскольку не надо вкладываться в инженерную инфраструктуру. Для военнослужащих в 2006–2007 годах на территории МО будет построено более 10 тысяч квартир. Первый дом в Красногорске уже сдан в эксплуатацию.
Идею ГЖС как форму государственной поддержки отдельных категорий граждан и, возможно, в том числе обманутых вкладчиков, я полностью поддерживаю. Эта система уже отшлифована, все возможные шишки за 8 лет получены. На мой взгляд, шанс, что где-то что-то не сработает, составляет 2–3%.

Александр ХИНШТЕЙН:
Вряд ли я открою Америку, если скажу, что на сегодняшний день программа «Доступное жилье» буксует. И ответственность за пробуксовку нацпроекта лежит в первую очередь на чиновниках регионального уровня. С полной ответственностью могу заявить, что минимум 20% от себестоимости квадратного метра составляют взятки, которые строители раздают чиновникам. Ни один экономист в мире не может ответить на вопрос, почему рост цен на жилье в десять раз опережает темпы инфляции. У нас официальная инфляция по году составляет от 8 до 10%. А рост цен на жилье в 2005 году составил 100%. Главная суть нацпроекта заключается в увеличении объемов строительства. Чем больше будет сдаваться жилья, тем дешевле оно будет – простой закон рынка. Президент обозначил эту цифру, обозначил год – 80 миллионов к 2010 году. Если мы будем строить теперешними темпами, на эти показатели мы выйдем в лучшем случае в 2015 году.



Партнеры