Год выборов - год обещаний

Новый год у всех и всегда ассоциируется с обещаниями


Мы обещаем родителям, друзьям, своим собственным семьям уделять им больше внимания. Политики обещают избирателям лучшую жизнь, повышение ВВП, снижение налогов, льготы для бизнеса и рай на отдельно взятой территории, называемой государством. Экономисты обещают повышение или падение котировок, рост инвестиционных рейтингов и советуют не забывать о факторе перегрева экономик.
Все данные в начале года обещания к его концу, как правило, забываются, а на смену прогнозам приходят реалии, которые иногда оказываются еще более неожиданными, чем самые смелые прогнозы.

2007 год слишком богат на президентские и парламентские выборы в разных частях света, а значит будет больше обещаний. К тому же 2006 год оставил слишком много нерешенных вопросов, в первую очередь, энергетических, межнациональных, ядерных, вопросов вооруженных конфликтов. От того, насколько мир технологично и учитывая интересы друг друга с ними справится, зависят уже обещания 2008 года.
Итак, в 2007 году международный авторитет ООН будет продолжать падать. В начале года место Кофи Аннана на посту генсека займет Пан Ки Мун, однако это вряд ли изменит ситуацию внутри Совета Безопасности ООН. Принимать основные решения будут по-прежнему пять его членов, обладающие правом вето.
В связи с этим будет нарастать актуальность борьбы с распространением ядерного оружия. Пока особыми успехами на этом поприще мировое сообщество похвастаться не может. В 2006 году атомный взрыв произвела числящаяся в странах-изгоях Северная Корея, близок к созданию собственной ядерной бомбы Иран, который в связи с введенными против него санкциями может даже ускорить разработки в этой области. Обе страны известны тем, что их лидеры вполне способны применить неконвенциональное оружие без особой оглядки на мнение стран, составляющих элитную «пятерку» Совбеза ООН.
США придется принять принципиальное решение по вопросу Ирака, однако скорее всего администрация Белого дома будет пытаться свернуть лишь часть своей миссии в этой стране, попытавшись убедить принадлежащий теперь демократам Конгресс в необходимости коррекции американского присутствия в регионе. «Хромой утке» Бушу не имеет смысла громко объявлять о выводе американских войск из Ирака: его личная президентская карьера закончена, а делать столь щедрый подарок демократам накануне президентских выборов было бы опрометчиво.
Парламентские и президентские выборы в ряде стран, в том числе и в Росии скорее всего серьезно на изменение мирового политического ландшафта не повлияют. Исключением может стать лишь Европа, где в случае победы во Франции Сеголен Руаяль к власти могут прийти социалисты. В Великобритании, как ожидается, также произойдет смена лидеров. Твердо пообещавший уйти с поста премьер-министра Тони Блэр должен передать бразды правления своему однопартийцу Гордону Брауну, который менее склонен к популистским шагам типа замены фунта на евро. Для Евросоюза, который в марте отпразднует свой 50-летний юбилей, это будет не слишком приятной рокировкой. Станут ли новые лидеры европейских стран столь же активными союзниками Владимира Путина, какими были их предшественники, предсказать трудно. Однако вряд ли появившаяся во всей Европе настороженность в отношении Москвы сменится на теплые дружеские объятия.
Определяющее влияние на мировую экономику будет оставаться за нефтью. Согласно прогнозам ведущих экономистов, цены на «черное золото» будут сохраняться на высоком уровне, соответственно руководители большинства «петростран», включая Россию, могут пока спать спокойно и наращивать вложения в те отрасли, которые помогут им пережить неприятности, возможные в связи с падением цен. Для Европы и США, вопрос собственной энергобезопасности, напрямую связанной с энергозависимостью, в том числе от стран с не слишком предсказуемыми режимами, остается самым актуальным. Соответственно поиски альтернативных путей решения топливной проблемы активизируются.
На стабильности российской экономики эти процессы пока не отразятся. Так что грядущие в России парламентские выборы пройдут в условиях достаточной экономической стабильности, что явно не будет способствовать успехам системной оппозиции типа КПРФ. В предвыборный сезон стоит ожидать активизации борьбы с коррупцией, которая может стать предвыборным трендом, а также продолжения тенденции отсроченных обещаний. Однако главным политическим событием наступившего года станут отнюдь не думские выборы. В 2007 году выяснится основной вопрос, волнующий как политическую, так и экономическую элиту страны: кто станет преемником Владимира Путина. Главными кандидатами на освобождающееся президентское кресло принято считать первого вице-премьера Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Иванова. Однако большинство политологов не исключают, да и сам Владимир Путин на это намекал , что настоящий преемник пока находится в тени. Не исключено, что парламентские выборы на этом фоне могут превратиться в некое подобие общероссийского социологического опроса для выяснения рейтинга тех или иных скрытых претендентов.
Настоящей, но вполне предсказуемой интригой 2007 года станет очередная битва за газ на пространстве СНГ. Россия цены повышает в соответствии с рыночными ценами для стран СНГ, а те в свою очередь учатся либо жить без российского газа ( к примеру, Грузия, у которой это, впрочем, пока не очень получается), либо пытаются продать себя России подороже (к примеру, Белоруссия, граничащая с российской Калининградской областью и считающая, что может выставлять Москве особые условия). Определенную интригу в газовую тему внесла кончина главы Туркмении. Политический истеблишмент Туркмении, конечно, сделал заявление, что пересмотра в газовой политике не будет и они выполнят все взятые на себя обязательства. Но, как доказывает опыт «Газпрома», любые обязательства всегда соотносятся с политической конъюнктурой. А это означает, что в новых политических реалиях и Туркмения может повысить свои цены на газ .
Впрочем, по мнению главного научного сотрудника Института народнохозяйственного прогнозирования Якова Паппэ, «сейчас никто не заинтересован в том, чтобы что-то лихорадочно предпринимать». «Туркменов ожидает некоторый период, когда они будут разбираться со страной, с наследством Ниязова. Все участники газовой торговли заинтересованы в хороших отношениях с Туркменией. Сейчас никто ни на чем настаивать не будет. Сейчас все изменения могут касаться только тех контрактов, которые будут заключаться в 2007 году. Когда, с кем и о чем, мне это непонятно. Туркмения слишком важная страна для мировой газовой индустрии», – заявил он ДЛ.
“На цене газа, заложенной в контрактах, печальное событие конца 2006 года, в первые месяцы наступившего года не скажатеся. Равно, как на контрактах с Грузией, Молдавией, Белоруссией и Украиной. Это может отразиться лишь каким-то всплеском на спотовом рынке газа. Не более того», - заявил он.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру