Как сложится борьба «под ковром»

Основные политические изменения в нашей стране за последние 15 лет были инициированы глубокими расколами внутри властной элиты

1 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 328

Вгод парламентских выборов принято прежде всего говорить о борьбе между разными политическими партиями и о том, какое влияние ее итоги могут оказать на последующее развитие страны. Однако в отличие от прежних думских выборов в ходе предстоящей избирательной гонки партийная борьба не будет иметь никакого самостоятельного значения, являясь лишь проекцией в сферу публичной политики, схватки за власть между ведущими группами интересов в окружении президента Путина. От того, как завершится эта непубличная, ведущаяся ограниченным числом участников борьба, которая на сегодняшний день и представляет собой стержень российской политики, в конечном счете и будет зависеть окончательный думский расклад декабря 2007 года. Впрочем, даже не этот зафиксированный в избирательных бюллетенях результат выборов скорее всего станет главным событием и главным итогом года.
Для политического будущего страны гораздо важнее, каким образом произойдет определение преемника Владимира Путина на президентском посту. То, что власть в России будет передана именно в рамках операции «Преемник», теперь практически не вызывает сомнений. Для того чтобы события стали развиваться по какому-то иному сценарию, нужно, чтобы произошло что-то чрезвычайное, способное коренным образом изменить алгоритм российского политического процесса. Но экономисты обещают в общем-то успешный для страны год. Власти едва ли пойдут на какие-то рискованные социальные эксперименты, которые могут болезненно затронуть интересы миллионов потенциальных избирателей. А эти самые избиратели по-прежнему не будут проявлять интереса к политике, к происходящей в верхах борьбе. Так вот, в подобных условиях вряд ли кто-то сможет помешать реализации операции «Преемник». Весь вопрос в том, как она будет построена. К началу наступившего года стало складываться впечатление, что президент Путин устал поддерживать баланс в своем окружении, в результате чего борьба там стала приобретать весьма острый характер. Причем соперничающие группы явно не стесняются в методах. Если эта тенденция продолжится, несмотря на благоприятную конъюнктуру, может возникнуть серьезная угроза стабильности, которая в нашей стране держится не на институтах и процедурах, как в развитых демократиях, а на способности национального лидера определенными способами поддерживать политический порядок, приемлемый и в верхах, и у основной массы населения. Ведь не нужно забывать, что все основные политические изменения в нашей стране за последние 15 лет были инициированы в первую очередь глубокими расколами внутри властной элиты. В этом случае «веер возможностей» у российской политики существенно расширится. Вопрос только в том, какой может оказаться цена подобной «плюрализации». Существенно ослабить позиции тех или иных борющихся за власть групп могут неожиданно возникшие на Западе скандалы, наподобие с Bank of New York в 1999 году, ставящие под сомнение чиновничью или деловую репутацию их лидеров. Если же президент снова возьмет в свои руки политическую инициативу, вовремя осуществит кадровые рокировки, тогда на исходе года мы получим некую новую схему конфигурации власти после мартовских (2008 года) выборов главы государства, в которой все ведущие игроки сегодняшнего дня наверняка получат значительные позиции. Закономерным является вопрос, насколько устойчивой окажется данная схема с учетом того, что новый президент по крайней мере сначала не будет пользоваться значительным авторитетом и популярностью, какие были у его предшественника. Судя по всему, новая конструкция власти будет весьма хрупкой. Однако свой тест на прочность под влиянием как внутренних факторов, так и внешних ей придется пройти уже в другой период, выходящий за рамки 2007 года.



    Партнеры