В Африку с любовью!

Российские власти активно налаживают на высоком уровне инвестиционно-экономическое сотрудничество с африканским континентом. Идет лоббирование интересов ведущих российских компаний – как частных, так и государственных – в сферах металлургии, энергетики и особенно военно-промышленного комплекса (ВПК). Однако растущее в Африке лидерство Китая и Индии заставляет государственные и частные корпорации России ускорить шаг, чтобы не остаться на обочине «новой колонизации» Черного континента. На этот раз экономической.

Этот континент богат природными (в том числе металлами, нефтью и газом) и огромными человеческими ресурсами. С одной стороны, там немало грамотной, но недорогой рабочей силы. С другой – это гигантский потребительский рынок.
Вместе с тем континент относительно беден, а значит, нуждается в колоссальном объеме инвестиций для разработки своих природных ресурсов. Эти моменты делают Черный континент сверхпривлекательным для иностранных инвесторов. По словам гендиректора «Турбоинжиниринга» Алексея Семенкова, «рынок африканских стран интересен тем, что девствен, а значит, там можно зарабатывать». Семенков знает, о чем говорит: его компания давно работает в регионе, в частности, в Нигерии и Зимбабве, где строит гидроэлектростанции, а также занимается иным бизнесом.
Безусловно, в Африке много проблем – социальных, экономических, коррупционных, военного характера. Однако, по мнению крупнейших западных инвесторов (а их немало), работающих на континенте уже десятки лет, а также индийских и китайских инвесторов, вложивших миллиарды долларов в африканский регион за последние 10 лет, эти риски с лихвой покрываются многомиллиардной прибылью.
По словам вице-президента «Русала» Александра Лившица, «риски не мешают бизнесу, если он выгоден». Чтобы их избежать, для работы в Африке нужно создать систему страхования инвестиций за рубежом. «Сейчас «Русал» работает в таких странах, как Гайана и Гвинея, которые не имеют репутации надежных деловых партнеров».
Пример Китая весьма поучителен для РФ. Если сегодняшнее преимущественное положение ряда западных стран в Африке продиктовано историческими связями, уходящими корнями в колониальную эру, то нарастающему влиянию Поднебесной способствует ее прагматическая госинвестиционная политика на Черном континенте. И она уже вывела ее в один ряд с традиционными лидерами по объему инвестиций в этом регионе.
Например, во время прошедшего в 2006 году в Пекине Китайско-Африканского экономического саммита было заключено инвестиционных контрактов на 1,9 млрд. долларов. До 2009 года Китай намерен довести эту сумму до 10 млрд. долларов. 5 млрд. из них пойдут на создание «Фонда по содействию китайским инвестициям» в регионе. А к 2020 году китайцы прогнозируют довести объем инвестиций до 100 млрд. долларов.
Это, как говорится, благие намерения. Но и сегодня Китай уже довольно комфортно чувствует себя в Африке. Например, в 2005 году товарооборот КНР с регионом составил 40 млрд. долларов. Таким образом, он стал третьим после США и Франции торговым партнером ряда африканских стран. А по объему и темпу наращивания инвестиций в регионе вообще попал в тройку лидеров. И не собирается сбавлять обороты.
Не случайно, что Китай, по прогнозам британского Economist Intelligence Unit, уже к 2010 году станет инвестиционным и торгово-экономическим лидером в Африке, отодвинув традиционных африканских партнеров – США, Великобританию и Францию.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИВИЛЕГИРОВАННОЙ ПОЗИЦИИ

Вторая группа причин связана с самим правительством РФ, с растущим пониманием в Кремле необходимости возвратить себе утраченную привилегированную позицию, огромным трудом, немалыми финансовыми усилиями заработанную бывшим СССР в этом регионе. До своего распада Союз играл первую скрипку в политической, социально-экономической и инвестиционной жизни большей части региона. Однако неумело проведенные политические и социально-экономические реформы в 1990-х годах ввергли правопреемницу СССР в нескончаемый кризис и социальные потрясения.
Неудивительно, что отягощенная кардинальной переориентацией постсоветских приоритетов во внешней политике Россия не находила ни времени, ни ресурсов для продолжения прежней геополитической стратегии. Былая активная роль в экономиках стран Черного континента оказалась утеряна. Но природа не терпит пустоты. Другие мощные экономические державы вытеснили РФ почти со всех рынков региона.
Плоды такой политики налицо. Объем ежегодного товарооборота между ЮАР и европейскими странами сейчас составляет 6–7 млрд. долларов. А этот же показатель между ЮАР и Россией – 200 млн. долларов.
А с учетом объема поставок через третьи страны – не больше 300 млн. долларов.
По некоторым данным, сегодня на долю Африки приходится только 1,5% всех российских инвестиций. Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров говорит, что инвестиции в Африку пока идут выборочно: «Реально вложенные средства – около 2 млрд. долларов, а заявленная цифра предполагаемых инвестиций в перспективе – около 6 млрд. долларов».
Цифры ничтожно малы, особенно если сравнивать их с будущими инвестициями Китая в этом регионе. Неудивительно, что Путин, комментируя небольшой объем торговли между ЮАР и РФ, призвал «ликвидировать отставание». А оно касается далеко не только ЮАР, но и всей Африки. Только одна China Civil Engenering Construction подписала с Нигерией контракт на сумму 8,3 млрд. долларов на строительство железной дороги протяженностью 1,2 тыс. километров. Это крупнейший зарубежный инвестиционный контракт в истории Поднебесной. По всему континенту работают более 600 китайских компаний, а западных фирм еще больше. Для сравнения: нормально функционирующих российских компаний в регионе – пара десятков.
Именно желанием и готовностью Кремля восстановить былое влияние в регионе можно объяснить участившиеся поездки Президента РФ в африканские страны, приглашения руководителей региона (таких как президенты Нигерии, ЮАР, Анголы) и ряда других официальных лиц в РФ.
Видно, что экономическая составляющая была главной в путинских визитах в ЮАР и Марокко. В числе прочих бизнесменов его неизменно сопровождали и крупнейшие российские предприниматели: глава «Реновы» Виктор Вексельберг, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, президент «Aлросы» Александр Ничипорук, глава «Итеры» Игорь Макаров. Москва налаживает более качественные и прагматичные экономические контакты, лишенные идеологических подоплек и социально-гуманитарного фанатизма, свойственных бывшему СССР.
Новые подходы помогают возвращать многомиллиардные советские долги, реструктурировать их на более выгодных для РФ условиях. Или, как в случае с Алжиром, использовать их для получения более выгодных для российских госкорпораций инвестиционных контрактов.
Так, во время визита Путина в Алжир в прошлом году Россия полностью списала всю задолженность страны, эквивалентную 4,7 млрд. долларов, в обмен на подписание новых контрактов с предприятиями российского ВПК на более внушительную сумму. Это превратило Алжир в одного из крупнейших в мире покупателей продукции российского ВПК. Кроме того, частные российские компании готовы вложить не менее 100 млн. долларов в нефтегазовую промышленность страны.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО – ТОЛЬКО БИЗНЕС И ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Третья группа причин, приковывающих внимание российского бизнеса к Черному континенту, связана с повышенной активностью отечественных предпринимателей в связи с глобализацией их бизнеса на мировых рынках. Так они диверсифицируют источники сырья, рынки сбыта, минимизируют производственные затраты.
Не случаен интерес к ЮАР, обладающей крупнейшими в мире запасами марганца и ванадия. Понятно внимание к Гвинее. Там лучшие в мире по качеству бокситы – незаменимое стратегическое сырье при производстве алюминия. Привлекает инвесторов не только несметное количество сырья, но и дешевая рабочая сила. Получение подобных металлов на других континентах обходится корпорациям значительно дороже.
Другая причина – это конкуренция как на отечественном, так и на мировом рынке. Особенно в связи с идущей сейчас модой на консолидацию активов среди лидеров мирового бизнеса. Титанам «российского капитализма» (после многократных переделов сфер влияния, иногда кровавых) уже давно тесно на отечественном рынке. Для многих из них выход на зарубежные рынки жизненно необходим для дальнейшего роста.
Но так как другие рынки (особенно европейский, американский и азиатский) уже сформированы, там выявились более конкурентоспособные лидеры – выход туда почти невозможен. Неудачная попытка «Северстали» приобрести Acelor, вмешательство парламента Великобритании при попытке «Газпрома» купить местную газораспределительную компанию Centrica подтверждают это утверждение.
При таких обстоятельствах «поворот на Африку» становится самым простым, дешевым и, что немаловажно, невраждебным к российскому капиталу способом приобретения необходимых дополнительных стратегических активов, а следовательно, получения статуса глобального игрока в соответствующих секторах.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

В Марокко российских инвесторов привлекают запасы руды, возможность принять участие в строительстве порта, продажа сельскохозяйственной техники и туризм. В Анголе царствуют «Алроса», «ЛУКойл» и «Газпром» — соответственно в алмазодобывающей и нефтегазовой отраслях. В Кот-д’Ивуаре дочерняя компания «ЛУКойла» «ЛУКойл-Оверсиз» получила контракт на разработку нефтяного проекта. В Намибии группа «Синтез» ведет геологоразведку на одном из шельфовых блоков. В ряду других освоенных российским бизнесом стран — Нигерия, Египет, Тунис.
Например, «Русал» находится в заключительной стадии покупки нигерийского алюминиевого завода Alscon за сумму около 250 млн. долларов. А с учетом планируемых вложений это обойдется ему в 400–500 млн. долларов. «Русал» также инвестирует около 1–1,5 млрд. долларов в гвинейское бокситовое месторождение Дян-Дян. В Египте «АвтоВаз» наладил сборку седьмой и десятой моделей, в разработке проект сборки «Нивы».
У «Реновы» в Африке серьезный интерес, она планирует довести объем своих инвестиций в экономику ЮАР до 1 млрд. долларов. Активизирует свой бизнес здесь и «Евразхолдинг». Он помимо своих вложений в эту страну ведет переговоры о покупке еще 80% доли в корпорации Highveld Steel & Vanadium Corp. Ltd.
Такая бурная активизация сотрудничества со стороны частных и госкомпаний РФ, а также обещанная господдержка российских и африканских властей дают основание полагать, что через два-три года объем российских капиталовложений по всей Африке превысит прогнозировавшиеся 6 млрд. долларов. По некоторым данным, он может достичь и 10 млрд. долларов.

Самые активные российские компании в Африке
Роснефть, Стройтрансгаз, Газпром, Зарубежнефть, Ренова, Техснабэкспорт, Русал, Рособоронэкспорт, Внешэкономбанк, Евразхолдинг, Турбоинжиниринг, ЛУКойл, Синтез

Источник: материалы официальных
пресс-конференций


Приоритетные отрасли для инвестиций компаниями РФ в Африке
Горная промышленность (производство марганца, алмазов, ферросплавов и т.д.), Электроэнергетика, Космос, Автомобильная промышленность, Биотехнология, Туризм, Здравоохранение и медицина, Энергетика (производство сжиженного природного газа), Оборонная отрасль, Атомная и ядерная энергетика (строительство АЭС)

Источник: материалы официальных
пресс-конференций


Российские компании, рассматривающие возможность инвестировать в Нигерию
ЛУКойл, ОМК, Российский автобусный завод, Русал, Турбоинжиниринг, Тяжпромэкспорт, Энергопром,

Источник: посольство Нигерии в РФ


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру