Бессистемность в работе вредит всем

Важные для общества законы должны приниматься в рабочем состоянии, а не дорабатываться после их принятия

1 марта 2007 в 00:00, просмотров: 319

Российский парламент очень часто принимает по весьма чувствительным темам законы, в которых содержится много отсылочных норм и требований к правительству подготовить дополнительные подзаконные акты. Без этих подзаконных актов дальнейшая реализация этих законов невозможна.
Так, принятие знаменитого 122-го закона о монетизации льгот показало, что бессистемность в работе парламента и правительства вредит всем, и в первую очередь населению.
122-й закон потребовал сразу же после принятия огромного количества денежных вливаний из-за того, что не было одновременно с законом подготовлено соответствующей подзаконной базы. Это был вопиющий случай – потребовалось 70 с лишним подзаконных актов для того, чтобы закон заработал. К началу же реализации закона и половины необходимых подзаконных актов не было. Другой пример – закон о связи, который был принят несколько лет назад, а в полном объеме так и не реализован. Этот список можно продолжить.
К большому сожалению, Госдума продолжает принимать серьезные законы, в которых не прописаны четкие алгоритмы их исполнения.
Так случилось и с законом о транспортной безопасности, который недавно был одобрен и Госдумой, и Советом Федерации.
Более трех лет назад Президент РФ дал правительству поручение по подготовке этого закона. Появился же он только сейчас, и при детальном изучении, после того как он поступил в верхнюю палату парламента из нижней, мы обнаружили, что для реализации этого закона потребуется принятие дополнительных актов.
Да, в законе изложены методологические основы и подходы к обеспечению безопасности от внешних воздействий на всех видах транспорта. В законе разложена ответственность: какое ведомство за что отвечает и какие в связи с этим обязанности ложатся на все ответственные структуры. Закон дает оценку уязвимости транспортных объектов и определяет уровни транспортной безопасности, в нем прописано, как обеспечивается транспортная безопасность. Но механизм реализации должен быть раскрыт подзаконными актами, которых, к большому сожалению, к моменту принятия парламентом этого закона не было.
Так, в законе не прописан порядок аккредитации специальных организаций для проведения анализа уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; порядок проведения оценки самой уязвимости объектов; порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры; перечень уровней безопасности и порядок их объявления; требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровень безопасности; порядок разработки и утверждения планов транспортной безопасности и другие вопросы. Нужно порядка восьми постановлений правительства, три или четыре совместных приказа Минтранса, МВД и ФСБ, которые позволят исполнить основные положения этого закона.
Не разрешены в этом законе и вопросы «кто, за что и в каком объеме будет платить». Как только в законе мы оставляем подобные неразрешенные пробелы и даем сроки, чтобы их восполнить, немедленно появляются организации, которые желают стать монополистами по услугам в тех областях, где пахнет получением средств, где можно вольно обращаться с тарифами на услуги из-за отсутствия вразумительных правил и ограничений. Все это не помогает делу, а только ложится дополнительным бременем на потребителей услуг.
И Совет Федерации, и Госдума должны для себя сделать законодательным правилом не принимать законов, которые не содержат в себе или не сопровождаются уже подготовленными подзаконными актами, которые позволяют увидеть алгоритм исполнения этих законов.



Партнеры