«Оборотни» в конгрессе

Войны компроматов не являются чисто российским изобретением.
Главные битвы на этом поле разворачивались в начале ХХ века в США. Приобретенный в то время богатый опыт активно используется и в современных американских предвыборных кампаниях.

В США в октябре 2006 года, за три недели до выборов в сенат, агенты ФБР обыскали офис конгрессмена-республиканца из штата Пенсильвания Курта Уэлдона, подозреваемого в использовании служебного положения для помощи пиар-агентству своей дочери. Конгрессмена обвиняют, в частности, в лоббировании интересов российских компаний «Саратовский авиационный завод» и «Итера». В американских офисах «Итеры» была произведена выемка документов.
В тот же день агенты ФБР обыскали офис американской компании Solutions North America (SNA) в Пенсильвании (где работают дочь конгрессмена Карен Уэлдон и его близкий друг Чарльз Секстон), а также их частные дома в Филадельфии и Спрингфилде. Обыски проводились в связи с расследованием, начатым министерством юстиции США.
Еще в феврале 2004 года газета Los Angeles Times опубликовала материал о том, что Уэлдон помогает бизнесу своей дочери Карен Уэлдон и ее пиар-компании Solutions North America (SNA). Как утверждали журналисты Los Angeles Times, фирма SNA, не имея никакого опыта работы в сфере международного пиара, сумела сразу добиться заключения серьезных прибыльных контрактов. Весной 2004 года обвинения против конгрессмена по его собственной просьбе расследовал комитет конгресса по этике, но никаких результатов проверки обнародовано не было.
Минюст США занялся расследованием «дела Уэлдона» лишь несколько месяцев назад. По словам людей, близких к конгрессмену, «в окружении Уэлдона к этим слухам серьезно не относились». Между тем первым клиентом SNA была российская нефтегазовая компания «Итера». В мае 2002 года Курт Уэлдон возглавлял делегацию Конгресса США во время визита в Москву. Вскоре руководство «Итеры» вышло на Карен Уэлдон и предложило ее компании контракт на $500 тыс. в год, который был заключен 30 сентября. За шесть дней до этого господин Уэлдон внес в палату представителей резолюцию «О налаживании отношений с Россией в области развития энергетики». Вечером того же дня конгрессмен дал ужин в библиотеке Конгресса США в честь председателя совета директоров компании «Итера» Игоря Макарова, куда были приглашены 48 народных избранников из конгресса и Госдумы. Затем «Итера» оплатила Карен Уэлдон ее поездку с отцом по России и странам Восточной Европы.
Вторым клиентом семейства Уэлдон стала другая российская компания – ЗАО «Саратовский авиационный завод» (САЗ). В январе 2003 года Курт и Карен Уэлдон слетали в Саратов и ознакомились с разработками САЗ. Вскоре САЗ заключил контракт со SNA, согласно которому компания Карен Уэлдон должна была содействовать интересам САЗ в США за $20 тыс. в месяц плюс 10% от суммы будущих контрактов. Чтобы помочь дочери, конгрессмен Уэлдон несколько раз связывался с руководством управления по воздушным системам ВМС США (Navair), пытаясь продать разработки саратовцев. В итоге в сентябре Navair и САЗ подписали протокол о намерениях, согласно которому американцы согласились подыскивать фонды для финансирования саратовских разработок. Также результатом содействия господина Уэлдона стала поездка в Саратов руководителя Navair Джона Фишера в 2003 году. А в декабре того же года САЗ начал выплачивать обещанные $20 тыс. в месяц другой компании Карен Уэлдон – Solutions Worldwide. Вместе с тем, как утверждал представитель Navair Роб Кун в интервью McClatchy Newspapers, «переговоры (с САЗ) закончились безрезультатно в конце октября 2003 года».
На выборах республиканец, пользовавшийся славой «стойкого защитника Кремля», потерпел поражение, уступив свое место адмиралу и советнику по национальной безопасности в администрации Билла Клинтона – демократу Джозефу Сестаку.
Еще один скандал, разразившийся за полтора месяца до выборов, – дело конгрессмена-республиканца Марка Фоли. Марк Фоли являлся активным представителем комитета по делам похищенных и эксплуатируемых детей, он выступал за принятие законов, предусматривающих строгое наказание за совращение несовершеннолетних через Интернет.
Однако в конце сентября 2006 года была обнародована переписка, которую политик вел по электронной почте с мальчиком, работавшим практикантом у его коллеги из Луизианы. Конгрессмен интересовался у юноши, что ему подарить на день рождения, и просил прислать фотографию. Позднее на сайте ABC News появились выдержки из переписки Фоли (под ником Maf54) в мессенджере с неким подростком; кто именно был его собеседником, не уточняется. Часть разговоров «слишком откровенна для публикации», три цитаты приводились дословно. После публикации первых цитат из переписки Фоли с подростком начали присылать выдержки из своих диалогов с ним другие мальчики, с которыми также переписывался политик. В результате конгрессмен был вынужден подать в отставку.
Для американских СМИ центральным вопросом в этой истории стал не только сам скандал, но и его обстоятельства. Выяснилось, что спикер палаты представителей Денис Хастерт располагал данными о скандальной переписке, но не предал их огласке, чтобы не скомпрометировать Республиканскую партию, членом которой он является. Ключевой пункт дебатов в прессе: должен ли Денис Хастер покинуть свой пост? Последний, в свою очередь, попросил извинения, но отказался уйти со своего поста. Как и предсказывала американская печать, сексуальный скандал на Капитолийском холме дорого обошелся республиканцам. Их потерю контроля над конгрессом объясняют не только неудачами администрации Буша в Ираке, но и нетрадиционным поведением членов партии. Республиканская партия позиционируется в Америке хранительницей консервативных нравственных ценностей и защитницей моральных устоев общества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру