Мы наш, мы новый флот построим

Создание холдинга – шаг вперед в развитии отечественного судостроения

1 апреля 2007 в 00:00, просмотров: 321

Морской флот СССР в свое время входил в пятерку мировых лидеров. На сегодняшний день флот России составляет всего около двух процентов от мирового флота и занимает 23-е место в мировом рейтинге. При этом средний возраст судов отечественного морского флота – более 18 лет, в то время как в Японии – 9 лет, в Южной Корее – 12 лет, на Тайване – 12,7 года.
Объем производства судостроительной отрасли за прошедший год снизился более чем на 15 процентов, растет кредиторская задолженность.
На состоявшемся в марте совещании у президента приняты важнейшие решения о создании интегрированных структур в судостроении. Прежде всего предусматривается создание Объединенной судостроительной корпорации, которая объединит государственные финансовые активы в судостроении.
Большинство специалистов в области судостроения и руководителей промышленности сегодня убеждены, что ставка только на гособоронзаказ и военно-техническое сотрудничество не может ликвидировать хроническую недозагрузку судостроительных мощностей. Давно назрела необходимость принятия комплекса мер по технологической модернизации судостроения, обеспечению его экономической устойчивости. При этом должна качественно измениться структура производства. Доля гражданской продукции за счет ее трех-четырехкратного увеличения должна измениться с нынешних 25 до 60 процентов.
Россия сохранила очевидные конкурентные преимущества по отдельным классам судов. Реализуются проекты строительства ледоколов, танкеров ледового класса, морских платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. Неиспользованный потенциал имеется также в развитии сегмента транспортного и рыболовного судостроения. Необходимо переломить ситуацию, когда российские транспортные и рыболовецкие компании отдают предпочтение зарубежным верфям и ежегодно заказывают у них суда на сумму свыше 1 млрд. долл. США, а на долю российских верфей остается всего пять процентов заказов. Для этого требуется устранить неравные финансово-экономические условия работы отечественных судостроителей по сравнению с зарубежными. Необходимо изыскать средства для обновления технологий и разработки судов нового поколения. На сегодняшний день многие типы гражданских судов наши верфи просто не в состоянии построить.
Требуется государственная поддержка отрасли. Меры такой поддержки уже наработаны и эффективно применяются во многих государствах мира. К ним относятся: субсидирование процентных ставок по кредитам для постройки судов в России; развитие системы лизинга для судовладельцев, приобретающих российские суда речного и рыбопромыслового флота; предоставление государственных гарантий по реализации проектов технического перевооружения отрасли и созданию новых производств.
Правительству необходимо безотлагательно выполнить поручение президента и внести в Государственную думу законопроект, направленный на создание благоприятных экономических условий для развития отечественной судостроительной промышленности. Законопроект должен предусматривать внесение изменений в Бюджетный, Налоговый кодексы, Закон о таможенном тарифе и Кодекс торгового мореплавания.
Кроме того, представляется необходимым уже в этом году разработать и принять Федеральную целевую программу по развитию гражданского судостроения. Основные мероприятия такой программы должны быть направлены на восстановление технологической конкурентоспособности и динамичное развитие отрасли. В ряде случаев можно и нужно пойти на закупку современных наукоемких технологий судостроения за рубежом.
Развитие судостроения способно принести мультипликативный эффект, становясь «катализатором» для внедрения высоких технологий и подъема смежных отраслей.




Партнеры