Интеллектуальное телевидение сходит на нет
Телеканал «Рамблер», который при открытии в 2003 году позиционировал себя как телевидение для умных, может кануть в лету.
Не кажется ли Вам, что изначально был заложен неправильный принцип формирования контента - закупка дешевой зарубежной продукции и низкое качество собственных программ?
- «Дешёвой» закупаемая продукция была весьма относительно, да и то потому, что покупалась не эксклюзивно, и лишь для ограниченного числа показов. Что касается «принципа формирования контента», то он был единственно возможный в рамках имевшегося бюджета: блистательный британский или французский документальный фильм длительностью один час можно приобрести для показа за 1000 евро; а собственное производство одного часа телепродукта обойдётся… в десятки раз дороже. Переход на собственное производство – перспектива проекта. К сожалению, «Рамблеру» не дали возможности развиваться дальше.
Идея создания "русского Discovery" долго мучила разных людей. Однако когда на свет появился "Рамблер", он во многом не оправдал надежд. Сегодня у многих есть возможность смотреть аналогичные западные каналы, и часто выбирают, увы, не ваш канал. В чем Вы видите коммерческую неудачу проекта?
- Коммерческая сторона «Рамблера» как бизнес-проекта – не совсем моя зона компетенции. Но, на мой взгляд, сеть «Рамблера» была неправильно сформирована и совершенно недостаточна. Напомню, у «Рамблер ТВ» была единственная собственная станция (в Петербурге). Охват канала не позволял программе «Рамблера» получать тот резонанс, который сделал бы проект коммерчески успешным. Я горжусь программным продуктом, который мне и моей команде удалось собрать всего лишь за полгода работы. Уверен, что, показанные по национальным телесетям, многие из наших программ и фильмов стали бы настоящим эфирным событием и собрали бы значительную аудиторию. Что касается «аналогичных западных каналов», то, во-первых, они входят в платные пакеты, а «Рамблер» был значительно доступнее для широкого зрителю. Во-вторых, программирование, как это не покажется удивительным непрофессионалу, тоже должно быть «национальным», т.е. учитывать специфику телесмотрения. Discovery, Animal Planet и другие замечательные познавательные каналы полностью сориентированы на зарубежную аудиторию, а мы старались отбирать в море современного документального и научно-популярного контента то, что может заинтересовать именно нашего зрителя, потребности и реакцию которого мы тщательно отслеживали. Эта стратегия и сейчас представляется мне правильной и предпочтительной.
В России довольно много известных людей - путешественников, ученых и исследователей-любителей, - которым так и не нашлось места в программах вашего канала. В чем причина?
- О наших ограниченных возможностях в сфере собственного производства я уже говорил выше: нельзя дискредитировать класс привлекаемых к общению со зрителем персон «дешёвой» телевизионной технологией. Эксперт должен быть достойно представлен, а с точки зрения производства познавательное, научно-популярное вещание – одно из самых дорогих. Мы старались приглашать в студию людей, способных оценить и прокомментировать наши программы, но эта работа была начата в сентябре, а в ноябре мне стало известно, что канал меняет владельца и, скорее всего, направленность. Ну, и, наконец, «путешественники и учёные» - люди занятые, к тому же телевидение в его сегодняшних формах частенько вызывает у них неприятие и отвращение.
Насколько мне известно, лицензия на вещание выдается без права перепрофилирования канала. Создание мультипликационного канала, по-моему, должно было произойти на базе канала "2х2". Есть ли законный путь перепрофилирования познавательного канала на развлекательный?
- Я разделяю ваше удивление. Мне казалось, законными способами превратить единственный в стране познавательный канал в «канал взрослой анимации» - нельзя без нарушения лицензии. Но, видимо, возможности «Проф-медиа» это позволяют. Да, судя по публичным высказываниям новых владельцев, перепрофилирование канала – вопрос решённый.
Каким Вам видится будущее познавательных каналов в России? Может быть, их удел - Интернет?
- Не могу с этим согласиться. Современное документальное и познавательное телевидение – это, прежде всего, сногсшибательные съёмки, высочайшее качество «картинки». Я думаю, все согласятся с этим, если припомнят хотя бы популярные сериалы BBC о дикой природе. С началом распространения видеомагнитофонов высказывались предположения, что сеть кинотеатров постепенно отомрёт за ненадобностью. Но и сегодня, несмотря на технологии DVD и наличие телевизоров высокой чёткости, особо красивые фильмы, снятые с мастерством и размахом, лично я предпочитаю смотреть на широком экране. Кроме того, в нашей стране телевизор остаётся источником более распространённым и общедоступным, чем Интернет. Да и хотелось бы, честно говоря, разбавить в эфире убогие «игры», вызывающие тревогу выпуски новостей и штампованные сериалы чем-то более «обаятельным и привлекательным». Как значилось в программной концепции «Рамблера»: «…говорящие головы» политиков у нас заменят симпатичные мордочки зверей».