Если завтра война?

В любой момент Штаты могут начать бомбежку Ирана

  Операция “Укус” против Ирана начнется в 4 часа утра 6 апреля. Такой слух будоражит в последние дни мировую общественность. Ударит Америка по иранским ядерным, военным и правительственным объектам или нет? А если да, то когда именно: 6 апреля или в какой-то другой день?
     Накануне предполагаемого “дня икс” “МК” решил проанализировать наиболее вероятные сценарии развития событий в Персидском заливе.

Кусать будут с воздуха

     Эксперты сходятся во мнении, что в обозримом будущем не стоит ждать широкомасштабного вторжения США в Иран. Конечно, сломить военную машину Тегерана американцам вряд ли будет стоить большого труда. Если в 1980-е Иран на волне революционного энтузиазма не смог в течение 8 лет победить саддамовский Ирак, то как он устоит сейчас против американцев? Но война еще и на третьем фронте (наряду с Ираком и Афганистаном) даже для США может стать непосильной ношей.
     В то же время, по сведениям, полученным нами из российских спецслужб, вооруженные силы США, находящиеся в зоне Персидского залива, практически завершили подготовку к нанесению ракетно-бомбового удара по территории Ирана. Мишенями могут стать прежде всего объекты ядерной инфраструктуры, средства ПВО, правительственные учреждения, а также объекты корпуса Стражей исламской революции. Совпадение это или нет, но недавно в районе Персидского залива начались крупнейшие за последние несколько лет учения ВМС США, в которых участвуют два авианосца, две ударные группы военных кораблей и более сотни боевых самолетов. Всего в маневрах задействовано около 10 тыс. военнослужащих.
     Опыт ударов с воздуха у американцев имеется. Вспомним хотя бы удары возмездия по целям в Афганистане и Судане после взрывов американских посольств в Восточной Африке. Или англо-американскую операцию “Лиса пустыни”, когда авиация союзников в декабре 1998 года в течение 4 дней фактически безнаказанно бомбила иракские объекты.

Экологическая катастрофа? No problem!

     Возможно ли, что США смутят серьезные экологические последствия, которые способны вызвать удары по ядерным объектам? Или то, что, скажем, на таком объекте, как Бушерская АЭС, могут оказаться иностранные граждане (российские в частности)?
     Ответ: едва ли. Исторический прецедент опять же имеется. В свое время обеспокоенная планами Хусейна по созданию ОМП израильская военная разведка вместе с “Моссадом” разработала операцию по уничтожению иракского ядерного комплекса “Таммуз”. 7 июня 1981 года вылетевшие с базы ВВС в пустыне Негев восемь израильских самолетов F-16 в сопровождении шести F-15 пролетели над Иорданией и Саудовской Аравией и вдребезги разбомбили иракский ядерный объект. Операция была намечена на выходной день, чтобы минимизировать количество жертв среди иностранных специалистов (в создании ядерного объекта Ираку оказывала содействие Франция). Но людских потерь избежать все же не удалось: погибли 10 иракцев и один француз. Естественно, на Израиль обрушился гнев мирового сообщества. Даже американцы осудили налет. Но израильтяне были довольны: им удалось загнать “багдадского ядерного джинна” обратно в кувшин.
     И если американцы уверены, что сумеют отбросить ядерную программу Ирана на несколько лет назад, то устрашит ли их международное осуждение? Не слишком боятся в Вашингтоне и роста антиамериканских настроений среди мусульман — вряд ли удар по шиитскому Ирану поднимет мощную бурю в преимущественно суннитском исламском мире.

Чем ответит Иран?

     Чего вряд ли стоит ожидать — так это адекватного ответа со стороны Ирана, если удар по нему будет нанесен. Разве сделал что-нибудь Тегеран в 1988 году, когда капитан военного корабля ВМС США решил, что иранский гражданский самолет атакует его судно и дал приказ отправить пассажирский авиалайнер с 290 пассажирами на борту на дно Персидского залива? Максимум, на что способен Иран, — поставить под угрозу безопасность прохождения танкеров через Ормузский пролив, что чревато срывом всех поставок нефти из стран Персидского залива. Впрочем, Штаты спокойно отнеслись к таким предупреждениям со стороны Тегерана. Блеф это или нет, но американцы дали понять, что это их не слишком волнует. А вот Ирану, большая часть бюджета которого формируется за счет доходов от нефти, придется туго.

Есть ли у США “иранский Северный альянс”?

     Лишь после того как удар будет нанесен, иранская инфраструктура будет разрушена или ослаблена, станет возможным говорить о сухопутном вторжении для свержения тегеранского режима. Но готова ли Америка жертвовать своими солдатами, чтобы получить еще один Ирак?
     Операция по свержению талибского режима в соседнем Афганистане во многом обязана своим успехом сочетанию ракетно-бомбовых ударов с воздуха и действий на земле афганских союзников из Северного альянса. Это позволило американцам избежать многочисленных жертв в наземных операциях.
     В Иране вряд ли найдется соотносимая по возможностям с Северным альянсом сила, которую американцы могли бы использовать в качестве союзника, хотя в стране действует ряд вооруженных антиправительственных группировок (самая известная — Организация моджахедов иранского народа). Тем не менее, по данным американской телекомпании Эй-би-си, власти США тайно поддерживают военизированную группировку одного из племен Пакистана, которая с позапрошлого года проводит партизанские операции на территории Ирана. Речь идет о “Джундулле” из пакистанской провинции Белуджистан, действующей на иранской границе. Эта группировка, возглавляемая неким Маликом Реджином, который отчасти является наркоторговцем, отчасти талибом, а отчасти суннитским боевиком, взяла на себя ответственность за похищения и убийства более десяти иранских солдат и чиновников.

Так будет ли “Укус”?

     Притом что у американцев есть и возможность, и желание нанести ракетно-бомбовые удары по Ирану, все же сомнительно, что это произойдет именно сейчас. То, что на весь мир прозвучало “конкретное время”, как раз аргумент против. Фактор внезапности в таких случаях дорогого стоит.
     Также вряд ли удар может быть нанесен в ближайшее время — после того как наметилось урегулирование в вопросе с задержанными в водах Персидского залива пятнадцатью британскими моряками. Ведь президент Ирана решил помиловать моряков и пообещал их освободить. При этом Ахмадинежад наградил участников операции по задержанию британцев. Так что даже такой формальный повод, как борьба за освобождение пленников, у Запада пропадает.
     Есть и еще один момент. Может, не столь важный, но весьма символичный. Сейчас у христиан всего мира Страстная неделя, и если предположить, что удар будет нанесен в предпасхальные дни, то как это будет воспринято? Не вложит ли начало бомбежек козырь в руки воинствующих исламистов: вот, дескать, очередной пример того, как “крестоносцы” наносят удар по исламу.

Все дело в газе…

     И все-таки: если “Укус” действительно намечен на 6 апреля, то почему выбрана эта дата? Не потому ли, что на 9 апреля в Дохе запланирован форум стран — экспортеров природного газа с участием России, Ирана, Катара, Венесуэлы и Алжира, на котором может быть принято решение о создании “газового картеля”?
     Вашингтон в этом газовом аналоге ОПЕК видит для себя серьезную угрозу. Одна из конгрессменов-республиканцев в письме, адресованном Кондолизе Райс, призывает: “Мы должны энергично противодействовать созданию этого глобального вымогательства и рэкета”. Так что вовремя проведенный удар по Ирану может в этом направлении сделать многое: никакого форума тогда просто не будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру