Спаситель и скандал

Почему олигархи не любят Христа

9 апреля 2007 в 00:00, просмотров: 864
  В эти дни весь христианский мир слился в религиозном экстазе. В этом году впервые за …дцать лет все ветви христианства отметили Пасху в один день. Для верующих с образом Христа все ясно — он свят по умолчанию. Но мало кто знает, что в искусстве Спаситель одна из самых скандальных тем...

Секрет символа “скорой помощи”

     Несмотря на то что Воскресение Христово — религиозный апофеоз и праздник всех праздников, описания в Евангелии такого процесса, как само Воскресение, нет. Не в пример таким сюжетам, как Рождество или Крещение, — они опираются на реальный евангелический рассказ.
     — Что же получается? На каком основании художники изображали само Воскресение? В чем же интрига? — рассуждает Александр Майкапар, исследователь.
     А интрига в следующем. Оказывается, западные художники изображали Воскресение Христово “по самомыслию”. Ведь в документах нет свидетельства данного процесса, вот художники и фантазировали на данную тему.
     Русские иконописцы были мудрее. Они изображали то, что было уже с Христом после самого процесса Воскресения. И это уже описано в Евангелии, а точнее, в апокрифическом евангелии Никодима, в котором рассказывается сюжет сошествия в ад.
     — Вот икона Дионисия, она полностью соответствует документальным рассказам и, вне сомнений, классика исполнения темы, — рассказывает Александр Евгеньевич. — Этот сюжет в более поздние времена трансформировался.
     Расшифровка русской “классики”: Христос стоит как бы в невесомости, опираясь на разбитые врата ада, сложенные крестообразно. Он в кругу славы, который соткан из фигурок ангелов… На беленьких кружочках написаны добродетели: милость, девство, пост, смирение, любовь, кротость и радость. От добродетелей идут вниз, в ад, красные стрелы. Они поражают соответствующие пороки: ярость, жадность, блуд. Это все в аду. Там же два ангела, они связывают Сатану. Сам же Христос собственноручно правой и левой рукой поднимает из гробов Адама и Еву. За ними Авраам, Исаак, Иаков — это библейские пророки. С одной стороны Авель, с другой — Ева. И Иоанн Предтеча — он указывает на Христа… Далее за ним люди, толпы, народ...
     — А теперь посмотрите, как по самомыслию изображали Воскресение Христово западные художники, — продолжает Александр Майкапар. Он перелистывает страничку увесистого альбома. — И яркий образчик — “Изенгеймский алтарь” Пьеро де ла Франческо.
     Расшифровка западного “самомыслия”: Христос стоит в раскрытом саркофаге. В руках он держит знамя. Интересная деталь: знамя такое же, как и символ нашей “скорой помощи” — на белом полотнище красный крест. Просто символ медслужбы такой же, как и символ праздника, — воскресение, возрождение...

Как найти миллион

     История №1 — шедевр для свинарника. Одна из самых отдаленных деревушек Русского Севера — зимой здесь мороз трескучий, летом лес горит. Сельские жители живут неприметно: скотину держат да огороды обрабатывают. Вот сюда приехал наслаждаться местным колоритом юноша из Москвы. “Он все знает, — заметили деревенские, — в столице искусство изучает”. Однажды этот заезжий гость заглянул в дом одной гостеприимной хозяйки, потом во двор вышел, воздухом подышать. Он внимательно рассматривал, как именно выстроены домики для скотины. Молодой человек обратил внимание на дверь свинарника. Взгляд зацепило что-то необычное...
     ...Он добился у хозяйки дома разрешения снять с петель дверь свинарника, распотрошил ее. И вдруг — в это невозможно поверить, но это факт — юноша обнаружил внутри двери ни много ни мало самую настоящую икону! Молодой человек притащил находку в Москву, сдал в аукционный дом “Гелос”. Результат был налицо. Эта икона оказалась одной из самых уникальных — “Спас Нерукотворный”, написанный в XIV столетии в Ростове. Шедевр приобрел больше чем за полмиллиона долларов московский бизнесмен Логвиненко. Сегодня она хранится в его частной коллекции. Правда, музейщики Логвиненко уважают — свои экспонаты он иногда выставляет в Рублевском музее.
     История №2 — “деревяшка” для музея. Еще одну бесценную икону “Спас” нашли в окрестностях небольшого городка Звенигорода. Тоже при весьма банальных обстоятельствах — люди решили навести порядок в дровяном сарае... Перебирая дровишки, нашли “деревяшку”. Теперь она хранится в собрании знаменитой Третьяковки. А искусствоведы ее нарекли одной из редчайших работ самого Рублева! Предположительно, великий мастер написал ее в 1410-х годах.
     История №3 — нищий миллионер. А вот история, от которой кровь в жилах стынет. Дело было во времена Брежнева. Тогда одним из самых известных послевоенных художников “неофициального” искусства в России был Василий Ситников. Мужик-бородач, он жил в подвале, имел много учеников и был настоящим гуру. Василий Яковлевич имел квартирку, где хранил ценнейшую коллекцию икон с изображением Христа. Кстати, на двери жилища он вывесил табличку “я щас приду”.
     В середине 70-х Василий Яковлевич решил-таки эмигрировать в страну всех существующих свобод Америку. А свою коллекцию передал в дар Рублевскому музею, все равно “товарищи” вывезти ценности не позволили бы. Так вот только один экспонат его коллекции — “Спас”, написанный в XIII веке, оценивается в несколько миллионов долларов!
     Сам же Ситников, прилетев в Соединенные Штаты, до самой своей кончины (1987 год) проработал уборщиком. Он убирал в отелях, ресторанах и вел почти нищенское существование...
     Однажды, чисто случайно, Василий Яковлевич на улице Нью-Йорка встретил своего приятеля еще по той, московской жизни. В конце короткого разговора Ситников заметил: “Наконец-то я имею кисть, подходящую по размеру моему таланту...” И кивнул на метлу...

Самый скандальный образ

     Оказывается, в истории России есть целое столетие, во время которого художники пытались найти образ Иисуса Христа. Это XIX век. Почти все картины, на которых изображался Спаситель, истовые богоборцы встречали в штыки. А если учесть, что в те времена влияние церкви на общество было огромным, то можно себе представить, какую “веселую жизнь” устраивали художникам.
     Например, когда основатель Третьяковки Павел Третьяков покупал работы Николая Ге, он прятал их под занавесочкой... Это сегодня “Тайная вечеря” Ге — шедевр, тогда же ее приняли, мягко говоря, холодно. Художника обвинили в том, что он изобразил не Христа, а нищего, а сам сюжет смахивает на тайную сходку заговорщиков.
     А его “Вестники Воскресения” вызвали протесты и со стороны гражданской публики — картина-де несовременна, и со стороны духовенства — уж слишком по-мирски!
     В Ге летят обвинения типа: Христос некрасив и, мало того, безобразен даже...
     Да и Поленова за его библейские изыски по головке не погладили. И это несмотря на то, что художник, прежде чем писать, досконально изучал первоисточники. И Евангелия штудировал, и по святым местам путешествовал.
     Одна из знаковых — работа Ивана Крамского “Христос в пустыне”. Полотно появилось в 1873-м на 2-й передвижной выставке. Общественность долго призывала к ответу художника и требовала пояснить смыл произведения. Его даже назвали художником-революционером. Мол, подрывает устоявшиеся традиции. И Крамскому пришлось на полном серьезе в письменной форме объяснять, о чем размышляет Иисус на его картине...

Спаситель с молотка

     ...Иконный отдел аукционного дома “Гелос” — настоящая кладовая. Искусствовед Илья Боровиков ведет меня по зальчикам. Чего здесь только нет! Богородицы на любой вкус и кошелек, образы Христа, святые в окладах...
     — Вот это произведение мы выставим на ближайших торгах, — Илья показывает на икону “Спас Оплечный” (Христос, изображенный по плечи. — О.Х.). — Мы его выставим за 5 тысяч долларов, купят, может, за десять.
     Оказывается, в XXI веке произведения искусства, где изображен Христос, не пользуются спросом. Специалисты этот образ называют “коммерчески невыгодным”. Если на продажу выставить два предмета одинаковой ценности и сохранности: Христа и Богородицу, то скорее всего удастся продать второе. И даже раза в полтора дороже. Объяснение оказалось очень простое:
     — Дело в том, что почти всегда Христос изображается на Страшном суде, — объясняет Илья. — Да и вообще, его образ предъявляет претензии. Обязывает к определенному поведению и диктует правила жизни. А Богородица позитивна, она поддерживает человека... Естественно, если за шедевр платишь большие деньги, то вполне законно желание получать от него положительные эмоции...
     Мой “экскурсовод” рассказал мне вот какой случай. Дело было летом 2006-го. В аукционный дом попал настоящий шедевр — икона “Воскресение Христово” XVI века. Выставили на продажу за всего-то 50 тысяч долларов. И что же? Покупателя не нашли. И ценность вернули владельцу...
     
      P.S. Художники прошлого, прежде чем прикоснуться к образу Христа, изучали первоисточники и отправлялись в паломнические туры. Сегодня подход в большинстве случаев иной. Грандиозным скандалом обернулась выставка, посвященная религиозной теме. Гвоздь экспозиции — большая фигура Христа, в руки которому можно было вложить предметы, стоящие рядышком: “Капитал” Маркса или кока-колу.
     Ужасный век, ужасные сердца...



Партнеры