Россиян научат работать языком

Новый словарь ученые составили с помощью “МК”

  В то время как в России целиком и полностью властвует язык “падонков”, Российская академия наук возобновила издание Большого академического словаря русского языка в 28 томах. Словарь составлен на основе восьмимиллионной картотеки, которая создавалась в Институте лингвистических исследований РАН больше 120 лет и последний раз использовалась при издании 17-томного Словаря современного русского литературного языка, вышедшего в 1964 году. О том, что же будет в новом издании Большого академического словаря, и об отношении к русскому языку в обществе “МК” расспросил директора Института лингвистических исследований, академика РАН и доктора филологических наук Николая Николаевича Казанского.
     
     — Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие достоинства у нового словаря?
     — Во-первых, это тонко обозначенная стилистическая принадлежность слова. У каждого слова указано, какое оно: устаревшее, устаревающее, жаргонное, просторечное и т.д. Например, у Н.Успенского встречается слово “вскричаться” — в том значении, что “раскричаться”. Оно устаревшее и простонародное. Мы указываем примерную первую фиксацию слова в словарях. То же “вскричаться” в академических словарях не употреблялось, а вот Даль его приводит.
     Также в словаре приводятся обильные и вкусные цитаты. К примеру, слово “выйти” в пятом значении — стать заметным, появиться: “Выйдет в поле травка — вырастет и колос”. Это Кольцов, “Песня пахаря”. “Розовые тени растаяли — это из-за облака вышла луна”. Или слово “выдерживание”: “Фуга была исполнена глаже, но тоже по-дилетантски и без строгого выдерживания всех длительных нот”. Это Софронитский. Согласитесь, отлично передает особенность слова? Безусловно, присутствуют новые слова, присущие нашему времени.
     — А есть такие слова, которые вы вычеркнули из словаря?
     — Конечно, и их немало. Например, это те слова, которые не рекомендованы к использованию: ругательства, слова, которые неприлично произносить воспитанному человеку. В “мусорную корзину” отправились слова “говно”, “жопа”. Я считаю, что им не место в русском языке! Предполагается, что в нашем словаре читатель сможет найти любые слова, которые встречаются в литературном тексте.
     — Неужели такие слова раньше приводились в словарях?
     — Конечно. В диалектных словарях, в словарях ненормативной лексики, даже в Большом толковом словаре! Но Большой академический словарь не ориентирован на то, чтобы пропагандировать площадную брань.
     — А новых слов много появилось?
     — Ну, “олбанского” языка на наших страницах вы не найдете! А вот понятия, которые присущи нашему времени, вы сможете встретить. Например, “криохирургия”, “кагэбэшник”, “кагэбэшница”, “ноутбук”, “дайвинг” или “дума” — государственная, а не боярская. Иное толкование будут иметь некоторые выражения. К примеру, “учредительное собрание” — раньше это означало бы собрание в период от Февральской до Октябрьской революции. А сейчас это скорее всего будет обозначать встречу учредителей какой-нибудь фирмы. Кстати, специально для того, чтобы отслеживать новые выражения, мы выпускаем ежегодники и десятилетники, куда включаем слова, которые появились в определенный период времени.
     — Как же вы отслеживаете их появление?
     — Этим занимаются профессионалы. Процесс выглядит примерно так: наши специалисты садятся за стол и внимательно просматривают ежедневную прессу, “Московский комсомолец”, кстати, тоже. Среди всех материалов находят новые слова — в среднем бывает 10—12 слов за день! Иногда в газете буквально написано, к примеру: “Ученые открыли новый минерал” — и его название. Но это не часто. Как правило, в газетах появляются такие слова, как “бушефобия”, “веб-реклама”, “бизнес-сезон” и т.д.
     Потом специалисты проверяют найденные слова с помощью словарей и специальной базы данных, которая содержит архив всех слов за последнее десятилетие. Таким образом, мы выясняем, действительно ли это слово новое. В среднем в год появляется около 4—5 тысяч новых терминов! Если новое слово не вышло из употребления в течение нескольких лет, то мы включаем его в десятилетник.
     — Что вы думаете насчет такой популярности “олбанскава” языка? Как считаете, он не приведет к повальной неграмотности?
     — Одно мне ясно совершенно точно: появление языка “падонков” не случайно. За всю историю России такого рода эксперименты уже бывали. Конечно, было бы жутко представить, что он войдет в русскую литературу, но, с моей точки зрения, это всего лишь невинная и остроумная игра, основанная на хохме. Ведь есть же все-таки темы, которые ну никак нельзя обсудить на “олбанском” языке! С другой стороны, мне кажется, что появление такого сленга — своеобразная реакция организма на серую неграмотную речь наших чиновников, которые талдычат одно и то же и сами не понимают, что они талдычат.
     — Помимо “падонковского” сленга — что еще изменилось в русском языке за последнее время?
     — Изменился не столько сам язык, сколько отношение к нему. К сожалению, люди очень неаккуратно обращаются с языком. Например, неправильно употребляют числительные. Вместо “нет восьмисот человек” говорят: “нет восемьста человек”. Не прецедент, а прецеНдент, не властИ предержащие, а властЬ придержащие… Сейчас практически каждый общается на своем русском языке. Соответственно, появляются разные стилистические пласты, которые заполоняют современную литературу и СМИ. И они активно вытесняют старый язык Пушкина и Толстого. Русский язык от этого не умрет, но это будет уже другой язык.
     — А как вы считаете, какая одна из самых главных проблем современного языка?
     — Одно я могу сказать точно: из нашего лексикона постепенно исчезают слова, которые имеют большое значение для России. Вспомните классиков XIX и ХХ века! Какие темы они затрагивали в своих произведениях: достоинство, сила духа, совесть, смелость… А вот часто ли на страницах прессы и современных книг обсуждаются такие понятия, как патриотизм, храбрость?.. В том-то и дело, что нет! Такие слова рискуют навсегда уйти из нашего обихода. Мы погрязли в пепси-колах и забыли о доблести и славе. И меня это очень огорчает.
     
     СПРАВКА "МК"
     Большой академический словарь — принципиально новое издание, отличающееся от всех его предшественников. Тираж — 5000 экз. Его составители — академики Института лингвистики РАН, доктора и кандидаты филологических наук, — учли всё: особенности языка нашего времени, отдельные неологизмы, которые встречаются в литературных текстах, наглядные примеры правильного употребления слов, взятые из классической и современной литературы. От толкового словаря академический отличается тем, что в нем содержится богатый цитатный материал. Как заверяют составители, у слова есть качества, которые исключительно трудно описать, так что единственный способ передать некоторые из особенностей слова — это представить его в выразительном контексте, позволяющем оценить слово на “вкус”.

Неологизмы начала XXI века, включенные в ежегодники:

     ГЛАМУРНЕНЬКО — шикарно, роскошно (c 2005 г.).
     АНТИ-БАРБИ — о полной девушке, не соответствующей типу девушек, которых называют Барби по сходству с куклой (с 2004 г.).
     ГОТИЧНО — превосходно (c 2005 г.).
     АВТОКРАДУН — о том, кто занимается угоном машин (с 2003 г.).
     ЕГЭ — Единый госэкзамен (с 2007 г.).
     ВРАЧ-КРОВНИК — врач — специалист по переливанию крови (с 2004 г.).
     ГЕЛАТОЛОГ — специалист, изучающий характеристики смеха (с 2005 г.).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру