С кем вы, мастера “Престижа”?

“Современные режиссеры — те же фокусники”

16 апреля 2007 в 21:00, просмотров: 1778

  Как говорит один из героев фильма “Престиж”, само слово “престиж” не просто обозначение места в обществе. Это разгадка. Любой фокус, а особенно гениальный, имеет эффектную разгадку. Подчиняясь этой схеме, режиссер Кристофер Нолан, автор “Помни”, “Бессонницы” и последнего “Бэтмена”, снимал свой новый фильм “Престиж”. Кристофер Нолан и Хью Джекман, исполнивший одну из ролей в “Престиже”, разоблачили магию для “МК”.

Кристофер НОЛАН: “Зрителям нравится, когда нет белого и черного”

     — Как вы считаете, между режиссерами и фокусниками есть общее?
     — Именно эта мысль была основополагающей, когда я решил снять “Престиж”. Во многом современные кинематографисты похожи на фокусников викторианской эпохи. Мы показываем зрителям целые серии фокусов. А зритель, в свою очередь, сегодня ведет себя так, как вел зритель тогда, — он вовлечен в просмотр, делает вид, что верит нашим уловкам, и наслаждается этим.
     — А что сами фокусники сказали про “Престиж”?
     — Рики Джей, фокусник и историк фокусов, был нашим консультантом на съемках. Он очень помог нашим актерам выглядеть естественно, но это было несложно, потому что мы сами придумывали фокусы и сами же их делали.
     — Как же вы смогли работать с историей, где нет ярко выраженного злодея и героя?
     — Думаю, не это самое сложное. Зрителям в конце концов нравится, когда нет белого и черного. Сложнее было с тем, что каждый из них несет в себе и положительные, и отрицательные качества. И это увлекает зрителя, потому что каждый их поступок влечет за собой последствия, которые вы пытаетесь предугадать и потому беспокоитесь. В конце концов вы понимаете, что да, они испорченны, но именно поэтому очень реальны.
     — Что было самым трудным в съемках “Престижа”?
     — Из-за небольшого бюджета мы вынуждены были экономить и искать места, похожие на викторианский Лондон, в Лос-Анджелесе. Мне не очень нравятся фильмы, действие которых происходит в прошлые времена, именно потому, что зритель намеренно отдаляется от происходящего. Мы же хотели показать город так, будто вы и сейчас можете его увидеть таким. Поэтому основное, привычное нам с вами, мы оставляли, добавляли лишь небольшие черточки и старались придать фильму ощущение сиюминутности, чтобы зрителю было легче увлечься процессом.
     — Как вам удалось уговорить Дэвида Боуи сыграть роль изобретателя Теслы?
     — О, я привел самый неоспоримый довод, который есть в запасе у всех режиссеров, — что эту роль никто, кроме него, сыграть не сможет. И, если он откажет, я никогда не сниму этот фильм. Обычно, когда ты говоришь подобные вещи, ты лжешь, всегда есть еще кто-то на примете. Но именно в этот раз я прекрасно себя чувствовал, поскольку говорил чистейшую правду. Дэвид был идеальной кандидатурой, и мне было трудно вообразить кого-то другого на его месте.
     — Вы нарочно не даете в фильме всех ответов?
     — Мне хотелось сделать ленту, восприятие которой будет зависеть лишь от того, насколько сильно он захватил зрителя. Но на DVD фильм будет смотреться совершенно иначе — в любой момент зритель может нажать на паузу или вернуться назад, чтобы что-то уточнить, просмотреть еще раз. И это к лучшему — сам фильм сконструирован как фокус, а пересматривать, разгадывая фокус, в кинотеатре невозможно. Поэтому, я думаю, впечатление будет совершенно иным, и зритель, возможно, выберет правильное направление — ведь мы намеренно весь фильм сбивали его с пути!

Хью ДЖЕКМАН: “То, что мне пришлось делать в фильме, — уже искусство”

     — Как вы себя чувствовали в шкуре человека, одержимого жаждой мести, ненавистью, навязчивыми идеями?
     — Да, этот персонаж был очень далек от того, что я играл раньше. Но начинает он довольно просто — его интересуют представления, ему нравится придумывать фокусы, у него есть любимая жена. И после ее гибели все меняется, появляются навязчивые идеи, амбиции, желание победить противника любой ценой. И эта тьма, которая наступает на него, смешанная с амбициями, составляет жесточайший коктейль. Мне было очень интересно пройти этот путь.
     — А сцен, где у вас умирает кто-то из близких вам людей, вы тоже не играли раньше?
     — Конечно, играть подобное нелегко, и ты даже не можешь представить, что такое может случиться в твоей жизни. Но моего героя эта потеря разрушает полностью.
     — Что было самым большим испытанием в этом фильме?
     — Его финал. Он дает совершенно не те ответы, которых ждут зрители. Возможно, еще сами трюки, которые мне приходилось учиться выполнять. Конечно, мы все можем научиться делать, например, карточные фокусы. Но то, что делают герои фильма, — совершенно другой уровень, это уже искусство. Кристиан, например, научился делать фокус с кольцами. Я тренировался четыре месяца, круглые сутки пытаясь повторить, и, когда научился, мой знакомый, посмотрев фильм, сказал: “Приятель, это же компьютеры, верно?”
     — Благодаря всем этим фокусам фильм можно пересматривать до бесконечности, вы согласны?
     — Я был его частью. Я зачитал сценарий до дыр. И играл роль в этом фильме. Но когда увидел его впервые, то подумал, что обязательно должен увидеть его еще раз. В нем столько деталей, столько уровней, поворотов сюжета, что ухватить все с первого раза невозможно. Он сам похож на фокус. Когда тебе показывают фокус, ты просишь повторить, думая, что ухватишь суть со второго, третьего, четвертого раза.

Пять самых известных фильмов про фокусы

     “Престиж” — самый заковыристый
     О ЧЕМ: Трио фокусников (Кристиан Бэйл, Майкл Кейн и Хью Джекман) зарабатывает на жизнь тем, что придумывает все новые сложные и заковыристые трюки. Придумывание и выполнение фокусов доставляет им огромное удовольствие. До тех пор, пока во время трюка не погибает жена одного из них. Тогда удовольствие сменяется жаждой мести, а простой, казалось бы, сюжет то и дело совершает такие кульбиты, что зритель с трудом успевает следить за происходящим.
     СМЫСЛ ФОКУСА: Самый жестокий трюк — с убиванием птички, которая якобы исчезает бесследно вместе с клеткой, — оказывается самым простым. Зато открывает изнанку ремесла: чем заковыристей фокус, тем больше жертв.
     
     “Собачье сердце” — самый шарлатанский
     О ЧЕМ: В эпизоде, где доктор Борменталь наслаждается с Шариковым представлением в цирке, режиссер Владимир Бортко показал, чего мы ждем от фокусника.
     СМЫСЛ ФОКУСА: Выяснилось, что примерно того же, что от цыганки, которая гадает по ладони. Правда, в отличие от цыганки жертва получает лишь ответ типа “главное событие вашей жизни у вас впереди”, а ее — то есть жертвы — кошелек остается цел.
     
     “Сенсация” — самый интеллигентный
     О ЧЕМ: У молоденькой журналистки, мечтающей о славе, начинаются видения. Видение говорит ей, что знает своего убийцу и готово помочь в его поимке. Наивная девица, мечтая написать шикарный разоблачительный материал, обращается к фокуснику-шарлатану.
     СМЫСЛ ФОКУСА: Полное и безоговорочное разоблачение убийцы. Несколько несложных трюков — и обаятельный убийца (Хью Джекман) оказывается в лапах правосудия, которое в данном случае олицетворяют маленький очкарик (Вуди Аллен) и его очаровательная подружка (Скарлетт Йоханссон).
     
     “Иллюзионист” — самый романтический
     О ЧЕМ: Мальчик любил девочку, они расстались и встретились через много лет, когда он стал известным иллюзионистом, будто бы учившимся у старого волшебника, а она собралась замуж за негодяя, лишенного воображения.
     СМЫСЛ ФОКУСА: При помощи хитроумного плана, лишенного всякого волшебства и основанного лишь на сообразительности и нескольких несложных трюках, вернуть девушку было несложно.
     
     “Мастер и Маргарита” — самый разоблачительный
     О ЧЕМ: Эпизод с “разоблачением магии”, где Коровьев с Бегемотом раздают направо и налево денежные знаки и французские наряды, занимает не большое, но весомое место в романе и дает Воланду возможность понаблюдать за москвичами.
     СМЫСЛ ФОКУСА: Если подходить к нему с точки зрения профессии фокусника, он элегантно завершает список, показывая, что суть фокуса — удовлетворение желания развлечься и в итоге быть обманутым.



Партнеры