Москвичам показали язык

Столичные выпускники сдали пробный ЕГЭ по русскому

16 апреля 2007 в 00:00, просмотров: 490
  — Вы только не волнуйтесь, мест хватит на всех, — успокаивала ребят директор 250-й школы Марина Фетисова.
     Слегка взволнованные ученики толпились в коридоре. Через пятнадцать минут им предстояло сдавать первый в своей жизни госэкзамен. Пока только пробный — в субботу в Москве прошла “репетиция” ЕГЭ по русскому языку.

     
     В прошлом году столичные школяры дружно сдавали “единую” историю, в этом пришел черед великого и могучего. Он стал обязательным для 76 тысяч городских 11-классников. 14 апреля они пришли в пункты проведения ЕГЭ (в Москве — более 500), чтобы продемонстрировать свое знание языка Пушкина и Толстого.
     Из-за пробного экзамена администрация 250-й школы устроила для своих учеников выходной. Здание было целиком отдано под ЕГЭ. Это называется принцип “чужой территории” — сдавать госы школьники обязаны вне стен родных альма-матер. И учителя у них чужие, подобранные по “апредметному” принципу. Ни одного русиста не было. Педагоги, кстати, волновались больше самих ребят.
     — Для нас это дело новое, — говорила учительница географии Елена Баринова. — Очень много правил, и все они требуют тщательного соблюдения.
     Например, писать разрешалось только гелевыми ручками черного цвета. Перед началом экзамена учителя лично проверяли пишущие принадлежности у каждого ученика — чтобы не текли, не пачкали бумагу. Вещи у ребят отбирали при входе в кабинет и складывали на последнюю парту, мобильники заставляли выключать. В общем, все как на настоящем выпускном или вступительном экзамене.
     Ребята проявили завидную сознательность: на пробный экзамен пришли почти все. Понимали: другого случая проверить свои знания в “боевой” обстановке до настоящего ЕГЭ по русскому (он пройдет 29 мая) у них не будет. А от того, как они сдадут госэкзамен, зависит их дальнейшая судьба: в этом году все столичные вузы и колледжи (кроме МГУ) засчитывают баллы ЕГЭ в качестве вступительных. Большинство институтов, особенно технических, этим весьма довольны: им проще принять ЕГЭ-свидетельства, чем проводить экзамен. А вот гуманитарные университеты, для которых сочинение было одним из главных вступительных испытаний, выражают недовольство — пропадет возможность отсеивать “не своих” абитуриентов. Тем не менее и им придется смириться.
     Тесты по русскому языку московские школяры уже сдавали в 2004, 2005 и 2006 годах. Тогда их выбор был добровольным, и ЕГЭ предпочли те ребята, кто был уверен в своих силах. Поэтому и результаты показали достаточно высокие (см. таблицу). Что будет сейчас, предсказать трудно.
     Результаты пробного ЕГЭ станут известны через несколько дней. Тогда начнется работа над ошибками — надо за полтора месяца подтянуть знания. К счастью, в этом году еще действует правило “плюс один балл”. Если ЕГЭ-оценка (допустим, “три”) окажется ниже среднегодовой (“четыре”), то в школьный аттестат пойдет более высокая. При разнице в два балла (“три” и “пять”) — среднее арифметическое (“четыре”).
     Кроме русского языка выпускникам-2007 придется сдавать обязательные алгебру и литературу, а также два предмета по выбору. Тут вариантов итогового испытания несколько — в форме ЕГЭ или в одной из традиционных форм (для литературы это изложение с творческим заданием, сочинение или устный экзамен).
Игорь СЕРГЕЕВ.

Прогон удался

     Есть у артистов такая примета: если генеральная репетиция прошла плохо, значит, премьера будет замечательной. Написав пробный ЕГЭ, школьники выходили из аудиторий с бодрыми лицами: особых затруднений пробная версия не вызвала. Посмотрим, каким будет сам экзамен. Корреспондент “МК” тоже писал пробный ЕГЭ. Впечатлений — масса.
     То, что ЕГЭ — экзамен государственный, видно сразу. Организаторы продумали все до мелочей. Приходишь с паспортом, регистрируешься на входе в школу, узнаешь номер аудитории и места, на котором должен сидеть. Добираешься до своей парты — там уже лежит бланк ответов с твоим именем. В одной аудитории сидит не более 15 человек. И два преподавателя. Списать проблематично — все ученики как на ладони. “Мы ответим на вопросы, которые касаются оформления и условий работы”, — говорят наши “надзиратели”. Так что, если не понял задание, никто его не объяснит. Работать под пристальными взглядами тяжело. До туалета нас тоже провожали, благо в кабинку с нами не просились…
     Итак, три астрономических часа — в нашем распоряжении. Во время домашней тренировки я зареклась: начинаю работу с части С, с сочинения. Но на пробном все-таки соблазнилась на рекомендации составителей: “Задания лучше выполнять по порядку”. А зря. Требования к сочинению очень жесткие. Прокомментировать позицию автора, согласиться или не согласиться с ней, но основная трудность не в этом. Проверяющие очень любят находить речевые ошибки. А ими можно назвать практически все. Поэтому к третьей части ЕГЭ стоит отнестись не только творчески, но и крайне внимательно. На экзамене лично я сначала буду писать сочинение.
     В части А и В тоже следует быть настороже. По мнению всех будущих выпускников школы, часть А — ерунда. Но ошибок можно наляпать и в ней. Наибольшие затруднения у учеников почему-то вызвало здание указать пример с ошибкой в образовании формы слова. Сомневались в форме “без туфлей”. Насколько я знаю, правильно “без туфель”. Многих озадачил и вопрос ударения: определить, где оно поставлено правильно. Самым сложным единогласно было признано задание указать способ образования слова “беспомощный”. Первая мысль: приставочно-суффиксальный. Кинулись заполнять бланк ответов — клеточек не хватает, что стало поводом задуматься. В итоге большинство остановилось на суффиксальном. Сразило наповал задание найти в тексте неопределенно-личное предложение. Я решила вариант поставить наугад…
     Текст к сочинению в этот раз попался удачный: мальчик-гимназист стесняется своей нищей мамы. Было о чем рассуждать. Но кое-кто и здесь умудрился написать бред. Одна девушка говорила после экзамена:
     — Нам было сказано: пишите, опираясь на читательский или жизненный опыт. Я выбрала читательский: привела в пример произведение Достоевского “Отцы и дети”…
     Увидев наши круглые глаза, поняла, что что-то здесь не так.
     Большинство учеников сдали свои работы уже к 12 часам. Многие выполнили далеко не все задания. Таким ли уж легким был пробный ЕГЭ?
Айгуль ТУХВАТУЛЛИНА.



Партнеры