Зачем ювелиру коза

Богачи заказывают портреты родных из золота с бриллиантами

18 апреля 2007 в 21:00, просмотров: 604

  Над этой железной дверью нет ярких вывесок. Только кодовый замок да видеокамера у входа. Охранник долго и вдумчиво проверяет мой паспорт... Как делают вечные ценности — на одном из столичных ювелирных заводов выяснил корреспондент “МК”.
     
     Несколько небольших помещений на московской окраине. За столами — люди в синих халатах.
     — На самом деле все золотые украшения делаются не из чистого золота, а из сплавов серебра и меди с добавлением золота, — рассказывает директор Виталий Тарасов. — В белое золото добавляют еще и платину, потому что оно самое мягкое и быстро теряет цвет. Чистое золото и серебро настолько нетвердые и так быстро тускнеют, что делать из них украшения не имеет смысла...
     Цвет золота зависит от процентного соотношения меди и серебра. За последние десятилетия эти сплавы почти не менялись, но у нас есть свой секрет сплава, который позволяет изделиям не тускнеть и сохраняет их блеск на многие годы.
     Под светом ламп колдуют ювелиры в специальных увеличительных очках. Их основное орудие — острый металлический инструмент, который называется коза.
     — Почему коза? Да просто ею удобно зажимать “рожки” у перстней. Такая вот странная ассоциация, — поясняет мне мастер.
     За день ювелир может сделать несколько операций. Например, огранить несколько камней или отлить несколько колец.
     Сегодня все производства используют готовые болванки для кулонов, колец, цепочек или медальонов. В них заливают жидкий металл, из которого штампуют готовые изделия, затем прикрепляют “застежку” или вставляют камушек, ставят клеймо — и готово.
     Самое сложное — индивидуальные изделия, которые делают не по шаблону. Приходится вытягивать жидкий металл специальными щипцами, придавать нужную форму и при этом ни разу не ошибиться.
     — В ювелирной моде сегодня царствуют желтое золото и цветные камни, в том числе черные бриллианты, — рассказывают специалисты. — Их огранка проще, ведь они темные, и мелкие дефекты в них незаметны. Жемчуг снова вернулся в моду — изделия из него идут на ура. А вот белое золото, популярное на Западе, у нас что-то не приживается, спрос на него неизменно низкий.

Маркиза и бриолет

     Система защиты каждого подобного предприятия — большой секрет. Но обязательными являются камеры наблюдения и металлодетекторы.
     — В каждом цехе ведется строжайший учет драгметаллов и камней. Каждый ювелир перед сменой берет свою партию, взвешивает на контрольных весах и в конце рабочего дня обязан вернуть столько же граммов и карат, — объясняют сотрудники. — Если камень сначала был не огранен, учитывается вес потери при огранке. Обмануть при таком контроле очень сложно. Потому краж здесь нет.
     Современные граненые камни выглядят ярче и эффектнее, чем изумруды и рубины наших бабушек. Секрет современной огранки — в точном расчете треугольных граней. Чем их больше и чем точнее симметрия между ними, тем дороже камень. В древности достичь идеальной огранки было почти невозможно.
     Самый древний способ огранки — кабошон, когда камню придают полукруглую форму, срезая его “крышечку”, и полируют. Этот способ применяют до сих пор.
     В XV веке индийские огранщики начали шлифовать камни алмазной крошкой, оставляя на них беспорядочные грани. Таким образом скрывались недостатки камней. И лишь в конце XVI века ювелиры начали ставить грани симметрично. Первый подобный способ огранки назвали “розочкой” (он состоит из 24 треугольных граней). Существует 7 видов “розочек”, но ими сегодня гранят лишь мелкие камни. Для камней крупных используют разные виды огранки в зависимости от формы: “маркиза” — для несимметричных, “бриолет” — для каплевидных, “бриллиант” — для круглых и симметричных. Секрет последней огранки — в особом эффекте радуги. Именем этой огранки и стали называть все обработанные алмазы.

“Хочу наградить мамочку”

     Сегодня россыпью бриллиантов или величиной камушков никого из богачей, похоже, не удивишь. Клиентов ювелиров потянуло к старине. Многие приносят бабушкину серьгу и просят сделать вторую такую же или современное колечко просят “оттюнинговать” под старинное.
     — Нам даже приносили каталоги с перстнями и диадемами российских царей и цариц и просили повторить. Но продублировать такие вещи невозможно. В старину способ огранки был другим, камни практически не огранялись, а лишь шлифовались. В итоге раскрывался цвет камня, но форма оставалась почти первозданной, да и блеска у тех камней не было.
     Самые оригинальные заказы — это именные медали и значки из золота с драгоценными камнями (их обычно заказывают на свои юбилеи банки или друзья солидных бизнесменов). Но бывают и совсем необычные просьбы. Например, воссоздать орден Андрея Первозванного. А один нувориш для своей мамы заказал медаль с ее профилем в обрамлении бриллиантов.

Изумруд на языке

     Специалисты сразу могут определить подлинность и чистоту камня на глаз. Хотите знать несколько секретов?
     — Настоящие алмазы и аквамарины всегда холодные, — рассказывает директор предприятия. — Поэтому не берите камни в руки, а только пинцетом, чтобы не нагрелись, и пробуйте… на язык. Имитации из стекла или других материалов покажутся теплыми. Если таким же способом проверять изумруд и похожий на него кварц, то последний окажется холоднее… Настоящий горный хрусталь тоже на ощупь всегда прохладен.
     Для осмотра алмаза лучше взять лупу (как минимум 10-кратного увеличения). Посмотрите через камень на свет. Если бриллиант настоящий, вы увидите одну яркую горящую точку в центре камня. Кроме того, если у вас на пальце перстень с оригинальным камнем, увидеть сквозь него палец невозможно.
     Еще один способ распознать бриллиант — положить его в стакан с водой или глицерином. Подделка “растворится” в воде, а оригинал будет ярко блестеть.
     И запомните: слишком яркие и блестящие камни должны вызывать подозрение — в природе ярко-синие, ярко-зеленые или ярко-красные камни встречаются очень и очень редко.


Партнеры