Те еще роботники

Москвичи конструируют машины и стравливают их друг с другом

  У этих бойцов действительно железные нервы и стальные мускулы. Они не обливаются холодным потом при виде приближающейся циркулярной пилы и не испытывают жалости, перерезая противника пополам. Они не ощущают на губах горький вкус победы и не застывают, пересчитывая удары сердца, перед последним рывком. У них вообще нет и не может быть никаких чувств. Ведь эти бойцы — роботы.
     
     Идея заменить нежных боксеров из плоти и крови стальными резервами пришла падким до зрелищ американцам в начале 90-х гг. Тогда бои роботов задумывались исключительно как телешоу. Первая же схватка железных машин привлекла к экранам телевизоров все население Сан-Франциско. Сейчас железной волей к победе меряются более тысячи единиц робототехники, а своя команда “терминаторов” есть у каждого уважающего себя университета.
     К нам американская забава пришла 2,5 года назад. Тогда инженер Максим Петров посмотрел трансляцию боев роботов в Интернете и решил собрать подобную машину у себя дома. Через месяц — еще одну. А в конце 2004 года в столице прошло открытое первенство Москвы по боям роботов. Сейчас в России выясняют отношения уже более двух десятков железных бойцов, а схватки проводятся не реже трех раз в году. Спортивные единоборства роботов делятся на две подгруппы: сражения роботов-андроидов и боевых роботов.

В бой идет тяжелая артиллерия

    Правда, “роботами” эти машины может назвать только человек с сильно развитой фантазией. Ведь на привычных Электроников и Терминаторов эти стальные бойцы совсем не похожи. Скорее они смахивают на устрашающего вида огромные и вооруженные бытовые приборы: мясорубки, комбайны, пылесосы.
     — Роботов, внешне похожих на людей, для сражений делать очень невыгодно. Они буквально падают на ровном месте, крайне медлительны и неповоротливы. А ведь в схватке главное — скорость и быстрота реакции. Да и не по карману нам такое удовольствие, — рассказывает создатель Лиги бойцовых роботов в России Максим Петров.
     Как и в настоящем боксе, в механическом бойцы делятся по весовым категориям: легкая — до 30 кг, средняя — от 30 до 50 и тяжеловесы-гиганты массой тела до 100 кг. Поединок длится пять минут. За это время победитель должен обездвижить соперника любым способом: вырвать провода-вены, оглушить ударом молота или перепилить “болгаркой”. По рингу бегает робот-судья, который следит за агрессивностью поведения противников и может надавать тумаков вялому и трусливому бойцу.

Роботы-бойцы

     Как и в настоящем спорте в боях роботов есть свои чемпионы. Жук — самый быстрый из железной команды. Он развивает скорость до 50 км/час. Стальное насекомое вооружено вилами, похожими на клешни. Ими он приподнимает соперника, лишая его контакта с полом. Своеобразный захват. Потом в ход идет огромный 12-килограммовый молот, которым он добивает обездвиженного и истекающего маслом противника. Выдержать удары громадной колотушки не под силу даже роботам с самой грозной броней. Не подступишься к Жуку и с тыла — сзади торчит острый шип.
     “Неандерталец” — самый напористый из железной команды. Создатели ласково называют это ископаемое “малюткой” за миниатюрные размеры и маневренность. Неандерталец ловит противника “на крючок” — по бокам у него с этой целью “растут” два гарпуна. Подцепив соперника, Неандерталец пускает в бой самое древнее и грозное оружие — подвешенный на цепи 8-килограммовый булыжник, закованный в железную броню. Этим увесистым орудием он мнет железные косточки только так.
     Создание и тренировка бойцовой единицы — дело весьма опасное. От напряжения роботы не только ломаются, но и сходят с ума.
     — На испытаниях вышедший из-под контроля Неандерталец со всего размаха превратил в щепки деревянную дверь. Но все это пустяки, ведь робот и на хозяина может переключиться. У меня вон все руки порезаны, кожу прямо с мясом вырывают. Это ведь железяка, ему что кусок металла, что палец отрезать, — рассказывает “папа” российских роботов Максим Петров.
     Но, как и все, к прогнозируемой фантастами войне людей и роботов Максим относится скептически:
     — Я как инженер в эти байки не верю. Конечно, роботы могут выйти из-под контроля, может произойти сбой в программе, но чтобы они осознанно истребляли людей — это вряд ли возможно.
     После боя роботам, как и обычным бойцам, требуется медицинская помощь. Правда, вместо скальпеля и иглы здесь паяльник, кувалда и сварочный аппарат.
     — На них просто жалко смотреть: броня разворочена, из корпуса торчат вырванные с мясом провода. Колес нет: ноги с поля брани бойцу унести явно не удалось, — шутит робототренер. — Все, что возможно, мы чиним: штопаем корпус, ставим новую электронику. Но чаще всего после сражения робот восстановлению не подлежит. Приходится хоронить погибшего смертью храбрых. С каждым роботом мы прощаемся почти как с лучшим другом, разве что некрологи не пишем.
     — У нашей команды был общий любимец — робот Carrot, маленький такой, оранжевый. После последнего для Морковки боя (а именно так, на русский манер, мы его ласково называли) все, что осталось от механического овоща, пылилось в коридоре почти год: это был такой обаятельный робот, что просто не было человеческих сил вынести его на помойку. Сначала хотели воскресить харизматичного бойца, поставив новую электронику. Но потом решили, что по отношению к праху покойного это будет несправедливо. Так и отнесли останки робота на свалку. Здесь рано или поздно найдет свое последнее пристанище каждый из нашей железной команды.

Опасные игрушки

     Пока взрослые бойцовые роботы выясняют отношения не на жизнь, а на смерть, их младшие человекоподобные собратья — андроиды — “петушатся” на славу. Роботосапиенсы не так дороги в сборке и не способны причинить вред хозяину, поэтому они моментально стали игрушкой в руках студентов.
     Перед бойцовыми роботами-экскаваторами у этих железяк есть главное преимущество — внешне они похожи на людей. Они не просто похожи, они во всем стараются копировать людей. У железных человечков есть стальные руки, которыми они мутузят железные рожи противников, стальные ноги, которые носят их по рингу. Эти роботы даже способны видеть — в железном черепе у андроидов установлена цифровая мини-камера. И это еще не предел: ведь в такого робота можно заложить до тысячи разнообразных движений и функций. Как и у настоящего спортсмена, у стального бойца есть излюбленный прием: будь то хук левой, бросок противника через голову или “мельница”. Правда, есть один маленький недостаток: андроиды — лилипуты от рождения. Их рост от железной макушки и до кончиков стальных мизинцев не доходит и до 40 сантиметров. Но владельцы и поклонники боевых андроидов смотрят в будущее с оптимизмом:
     — Через 2—3 года наши роботы вырастут еще на 20 сантиметров. Тогда “карликами” или “игрушками” их уже никто не посмеет обозвать, — радуется студент из Уфы, владелец робота Свет Надежды Андрей Красько.
     Хотя по правилам бои роботов и похожи на настоящие драки, случаются и незапрограммированные курьезы.
     — Однажды на соревнованиях рука нашего робота застряла в механизме противника, пришлось останавливать поединок и расцеплять железную хватку бойцов. А еще у них часто батареи разряжаются прямо во время боя — заряда-то хватает всего на 20—30 минут, — делится техническими проблемами Саша, владелец симпатичного андроида Бориса.
     Покорить электронный олимп может любой желающий: для этого достаточно купить боевого андроида, собрать из запасных частей или сконструировать своими руками. Здесь даже нет половых ограничений: бои андроидов привлекают не только склонных к технике мужчин, но и романтичных девушек.
     — Мне полгода назад друзья принесли робота Джеффри просто “поиграться”, — рассказывает победительница чемпионата по боям роботов-андроидов Екатерина Мигель. — Управлять неповоротливым андроидом мне сразу понравилось и захотелось настоящей битвы. Стала “стравливать” его с другими, а потом взыграл азарт — захотелось настоящих сражений. Решила выставить своего робота на чемпионат — даже и не думала, что выиграю.
     Теперь Екатерина со своим подопечным поедет в Японию бороться за звание международного победителя.
     
     Вчера в МГТУ им. Баумана открылись первые в России соревнования Национальной лиги международного чемпионата EUROBOT. EUROBOT — открытый чемпионат мобильных роботов, созданных молодежными командами со всего мира. В московских соревнованиях участвуют команды отечественных вузов и столичных школ, а также отдельные разработчики от 7 до 18 лет. Болельщики смогут увидеть, как роботы-гольфисты загоняют мячики в лунки на игровом поле, а роботы-уборщики справляются с уборкой мусора в корзины.
     
     СПРАВКА "МК"
     В Японии и Корее соревнования по боям роботов-андроидов проходят вот уже 9 лет. У нас в этом году проводились впервые. Перед сражением маленьких бойцов взвешивают, измеряют размер ступней и кистей рук. Схватка андроидов происходит один на один врукопашную — без всякого оружия. Правила — как в профессиональном боксе: несколько раундов по пять минут. Побеждает боец, который собьет с ног либо вышибет с ринга своего оппонента. В первом случае судья считает до десяти. Если в течение отведенного времени робот не поднимает свое железное тело с пола — победа присуждается противнику. Если встает — драка продолжается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру