Москвичам гарантируют SOS-защиту

“МК” узнал, где скрываться в случае войны, техногенной катастрофы и урагана

  — Безобразие! Развалили оборону! — возмущался один знакомый пенсионер у подъезда. — Сколько было в Москве бомбоубежищ, так все позакрывали. Автосервисов из них понаделали!
     Среди москвичей то и дело ходят разговоры: мол, случись что, высокое начальство спасется, а нам всем и бежать будет некуда. Корреспондент “МК” решил выяснить, так ли все мрачно. И неожиданно оказалось, что волноваться нет особых причин. Защитных сооружений хватит на всех. А то, что в них сейчас чинят автомобили, — так это специально задумано. О том, где и как будут укрываться москвичи, если, не приведи Господь, что-нибудь рванет, мы узнали из первых уст. От начальника отдела инженерно-технических мероприятий МЧС по Москве Вадима Нагаева.

В случае ЧС бегите в ЗС

     — Еще пять лет назад эта тема была закрытой, — сразу предупредили меня в МЧС. — И полная информация на этот счет в прессе еще не выходила.
     Сейчас же спасатели готовы ответить практически на любой каверзный вопрос. Кроме одного: сколько точно в столице защитных сооружений. Десятки? Сотни? А может, тысячи? У МЧСовцев ответ один: достаточное количество.
     Начнем с того, что говорить “бомбоубежище” у спасателей — дурной тон. Потому что слово это устарело и в официальных документах давно не используется. По ГОСТу правильно так: “защитное сооружение” (ЗС). Ведь защищаемся мы сейчас главным образом не от бомб (странно было бы ожидать, что в Москве начнется бомбежка). Сейчас более актуально опасаться техногенных или природных катастроф. В бомбоубежище (пардон, в ЗС) мы побежим, если начнется жуткий ураган или из-за аварии на ближайшем вредном предприятии произойдет утечка чего-нибудь ядовитого. Во время пресловутого урагана в 1998 году, между прочим, особо продвинутые москвичи укрывались со своими машинами именно там.
     Защитные сооружения рассчитаны прежде всего не на длительное пребывание, а на несколько часов “отсидки”, чтобы люди могли переждать, пока утихнет разбушевавшаяся стихия или рассеется ядовитое облако.
     Какие они, эти ЗС? Это смотря от чего укрываться. Например, все они хорошо защищают от техногенных и природных ЧП, но от сильной ударной волны — только те, которые специально для этого предназначены. А есть и непосредственно противорадиационные объекты. Так что в некоторых случаях искать первое попавшееся укрытие — не выход.

На 100 горожан — два ведра воды и один стаканчик

     Что должно иметься в защитном сооружении? Понятно, что система подачи воздуха, запас воды, дизель-генератор (электричество), вентиляционная система, туалеты, медпункт. В некоторых укрытиях есть все, что нужно для содержания нетранспортабельных больных. Кроме того, для нормальной жизни “укрываемых” необходим целый ряд приборов. Например, психрометр с психрометрическими таблицами (это чтобы влажность измерять, а не то, что вы подумали).
     В ЗС население будут обслуживать не только медики, но и раздатчики еды.
     Существует четкий перечень необходимых в укрытии предметов мебели, инструментов, лекарств. Причем весьма любопытный. Судите сами. На 100 “укрываемых” полагается один 15—20-литровый бак воды с одной кружкой, на то же количество — одна пила-ножовка по дереву и пила поперечная (для чего — остается только догадываться). Телефонных аппаратов положено иметь 1—2. На каждое рабочее место фасовщика-раздатчика — одна разделочная доска, один нож поварской и один нож консервный. На 500 человек — одни носилки.
     Утвержден и перечень лекарств для коллективных аптечек. К примеру, на 100 человек предусмотрено 5 термометров, 4 упаковки анальгина, 20 ампул йода и только один стаканчик для приема лекарств.
     Впрочем, в приказе есть пометка: “Укрываемые прибывают в ЗС ГО со средствами индивидуальной защиты”.

Кто сейчас живет под землей

     Я прекрасно помню, как в середине 1980-х годов в нашем спальном районе, на пустырях, как грибы стали вырастать странные сооружения-холмики. “Бомбоубежища”, — перешептывались местные жители. И были правы — в те годы в столице по известным внешнеполитическим причинам был пик строительства ЗС большой вместимости. Сейчас на одном из этих строений красуется надпись “Шиномонтаж”. На другом — “Мойка. Автосервис”. Думаете, их просто за ненадобностью передали в аренду частникам? На самом деле все сложнее.
     Часть защитных сооружений сейчас находится в собственности государства. Другая часть — у субъектов Федерации (в нашем случае — у Москвы). Еще какое-то количество принадлежит предприятиям и учреждениям. Кстати, сейчас в городе реализовывается грандиозный план по ремонту защитных сооружений Департамента образования в детсадах и школах. На это выделено 84 миллиона рублей. Планируется отремонтировать около 29 таких сооружений.
     И наконец, еще одна часть объектов попала в руки частным компаниям в бесплатное пользование. Иными словами, такие помещения их имуществом не являются, но фирмы могут использовать их на свое усмотрение. Главное — соблюдать определенные правила. Все, что можно делать в них и чего нельзя, прописано в специальном приказе министра МЧС №583 (“Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны”).
     К примеру, хозяевам бомбоубежищ запрещено устраивать в них перепланировку, делать отверстия или проемы в ограждающих конструкциях, нарушать герметизацию. На таких объектах нельзя держать все легковоспламеняющееся (лаки, краски и т.д.) и даже применять сгораемые синтетические материалы при отделке стен. Бывает, что имеющееся в помещении инженерное оборудование мешает частникам. И они, недолго думая, берутся его демонтировать. Это тоже, понятное дело, запрещено.
     В принципе, в защитном сооружении можно ставить временные перегородки. Но на это нужно получить разрешение соответствующих организаций. Такие стены должны быть сделаны из нетоксичных и негорючих материалов и очень легко сниматься — на случай, если придется принимать “укрываемых”. Но реально ли уследить за всеми частниками? В МЧС уверяют: да.
     — Основную ответственность несет балансодержатель, — поясняет Нагаев. — Один раз обнаружились нарушения — штрафуем юридическое лицо, если это повторилось — уже непосредственно руководителя. Ну а на третий раз обращаемся в прокуратуру. Возбуждается уголовное дело по статье УК РФ “халатность”. В этом случае договор с фирмой скорее всего будет расторгнут. Но до третьего раза у нас редко доходит, потому что обычно никто не хочет получить уголовный срок. Другая проблема — незаконная приватизация, начавшаяся с 1991 года. Я это хорошо знаю как постоянный член Комиссии по приватизации госимущества в Москве. Но за последние годы мы уже вернули полторы сотни таких объектов госсобственности...
     Порой фирма, которая приватизировала такое помещение, принимает его за обычный подвал и даже не подозревает, что это очень важный объект. Но, узнав это, хозяин обычно легко соглашается составить договор на бесплатное пользование. Кстати, бывают и довольно сложные ситуации. Например, компания, которой случайно попало в руки защитное сооружение, обанкротилась, оно перешло в руки другой компании и так далее. В этом случае дело доходит до арбитражного процесса. В итоге помещение либо признается собственностью государства, либо снимается с учета как защитное сооружение.
     Вообще же, укрытия периодически навещают электрики и наладчики, которые проверяют состояние всяческих механизмов. Как что должно работать — тоже прописано в вышеупомянутом приказе.

Половина москвичей не успеет укрыться

     Но хорошо ли, что такие важные объекты сейчас используются не по назначению? Что, если, случись ЧП, толпа москвичей ринется в ближайшее укрытие, а оно занято?
     — Такого не произойдет, — успокаивает Нагаев. — Во-первых, просчитано, что 50% населения добежать до ЗС не успеют... Во-вторых, какая-то часть будет эвакуирована — прежде всего старики и дети. Так что мест будет даже больше, чем потребуется. И хозяевам защитных сооружений предписано оставлять свободными 50% от их проектной вместимости. Впрочем, для принятия, конечно, предпочтительнее, если в защитном сооружении расположен гараж с автомобилями, нежели склад, забитый ящиками.
     То, что в подавляющем большинстве в ЗС расположены именно автостоянки, сервисы и склады, не случайно. В Москве был опыт применения укрытий для самых разнообразных целей, но он себя не оправдал. Например, пробовали открывать ночные клубы и столовые, но это в итоге запретили специалисты СЭС. Действительно, дискотека, напичканная иллюминацией и набитая курящей молодежью, не самое подходящее место с точки зрения пожарной безопасности. А кухня с крысами и тараканами плохо вяжется с понятием “защитное сооружение гражданской обороны”.
     Кстати, в МЧС считают, что гораздо лучше, когда на ЗС постоянно находятся люди, чем если бы оно годами пустовало. Так, мол, проще поддерживать его в надлежащем виде и контролировать.

Бомбоубежища будут строить и дальше

     В конце прошлого года городские власти провели инвентаризацию всех имеющихся в столице бомбоубежищ. Никаких сюрпризов она не принесла. Но все равно такие проверки будут проводиться снова и снова, потому что какие-то сооружения “теряются” или устаревают. К примеру, стоит в Москве какое-то старое бомбоубежище, построенное еще в 1940-х годах. Оно уже давно заброшено, к укрытию москвичей непригодно и восстановлению не подлежит. Такие нужно срочно снимать с баланса, чтобы не вводить обнаруживших его граждан в заблуждение. А другое бомбоубежище, простоявшее чуть больше 20 лет, еще может послужить. Нужно лишь сделать ремонт, обновить инженерные сети и коммуникации.
     Как уверяют в МЧС, на сегодняшний день защитных сооружений в Москве больше чем достаточно. Но строить их все равно будут. Потому что Москва расширяется. За 5 лет в разных районах появились 23 таких сооружения большой вместимости. В этом году приняты уже два: в Новопеределкине и в центре Москвы — в музее Дарвина. В самое ближайшее время построят еще десятки. И если раньше такие большие укрытия делали только в отдалении от домов, то теперь, после постановления городских властей о наиболее рациональном и эффективном использовании земельных участков, их можно строить возле жилых домов и стоянок.
     Короче говоря, укрытий в Москве будет все больше и больше.
     — На 2004—2008 годы на гражданскую оборону Москвы выделено 6,5 миллиарда рублей, — заявляет Нагаев. — Ни в одном городе такой программы нет!

Не беспокойтесь, вас оповестят

     Но никакие супернадежные укрытия не спасут, если ты не знаешь, что делать и куда вообще бежать в роковой момент. Это действительно проблема, потому что обитатели благополучной Москвы не особо интересуются такой печальной стороной своей жизни. А ведь можно было и задуматься. Москва — не Багдад, но как-никак десятки предприятий в городе используют ядовитые вещества, опять же в городе есть реакторы. Бывает, живет человек и даже не подозревает, что укрытие расположено в подвале его собственного дома.
     В МЧС, правда, говорят, что всех, кого надо, в убежище по-любому доставят — приволокут даже тех, кто будет упираться. Но все-таки…
     Для особо сознательных сообщаем адрес ближайшего ЗС и памятку о том, что надо делать при крупном ЧП, любой москвич вправе потребовать в местном ДЕЗе или ТСЖ.
     Кроме того, на “тот самый” случай предусмотрены самые разнообразные способы оповещения граждан. Есть, например, звуковые установки (в частности, информация будет раздаваться из курсирующих по городу автомобилей). Кроме того, объявления будут давать по кабельному телевидению и даже по сотовой связи — предполагается, что владельцы мобильных будут получать ее в виде информационных текстовых сообщений.
     — В принципе, если не успели добежать до укрытия, защитой может служить любой подвал, в каких-то случаях даже арка обычного дома, — говорит Нагаев. — Само собой, подходящее место — метрополитен. Кстати, если идет ядовитое облако, больше повезет тем, у кого в квартире стеклопакеты. Потому что пластиковые окна очень герметичны и неплохо защищают от таких вещей.
     Напоследок еще раз оговоримся: знать-то все это неплохо, но срочно собирать скарб и в ту же секунду мчаться в ДЕЗ за памяткой не стоит. О многом, что нам поведали в МЧС, мы можем рассуждать лишь теоретически. Главным образом о внезапных военных действиях, которыми нас в советские годы так пугали. Как-никак есть военная разведка, геополитическая обстановка… В самом страшном случае о горожанах позаботятся заблаговременно: начнется мобилизация всех и вся, помещения будут приспосабливаться под будущих “гостей”. По крайней мере, так пообещали в МЧС. В общем, кто предупрежден, тот, конечно, вооружен, но поводов для паники пока, к счастью, нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру