Сукин сын Хи

Собкор “МК” составил портрет вирджинского студента-убийцы

18 апреля 2007 в 20:00, просмотров: 541

  Бойня в университете “Виргиния-тех” потрясла весь мир. Соболезнования американцам принесли и британская королева Елизавета II, и премьер Тони Блэр, и правительство Южной Кореи, откуда родом 23-летний изувер Чо Сын Хи, отправивший на тот свет 32 человека.
     
     За 36 дней до бойни в оружейный магазин небольшого местечка Роаноук зашел невзрачный парень азиатской внешности в очках. Он хотел купить полуавтоматические пистолеты. Владелец магазина Джон Маркель предложил клиенту широкий выбор оружия. Клиент выбрал два пистолета — “Глок-19” и “Вальтер-P22”. И тот, и другой 9-миллиметрового калибра. Кроме того, парень купил две дополнительные обоймы и пятьдесят патронов, заплатив за все 571 доллар. Сделка по регламенту штата Виргиния была абсолютно законной. Она требует всего три документа от негражданина США: грин-карту, права и кредитную карточку (или чековую книжку).
     Через 36 дней Джон Маркель вспомнил клиента, купившего у него “Глок-19” и “Вальтер-P22”. Полиция нашла полуавтоматические пистолеты в одной из аудиторий, на полу, возле их покупателя, пустившего последнюю пулю себе в голову. Чо Сын Хи было всего 23 года. Семья Чо эмигрировала из Южной Кореи в США в 1992 году, когда мальчику было 8 лет. Родители владели небольшой химчисткой.
     В момент убийства Чо был старшекурсником. Его любимыми предметами были английский язык и литература. Жил в университетском общежитии. Обычно о серийных киллерах соседи и знакомые потом с удивлением говорят: “Мы знали его как скромного и милого человека”. Чо не был из числа “скромных и милых”. Психолог Лана Френкель говорит, что его портрет — это типичный профиль серийного убийцы. С первого же дня учебы окружающие заметили странности в поведении южнокорейского студента. Всегда в темных очках и нем как рыба. Когда профессор спросил Чо, как его зовут, тот процедил сквозь зубы: “Меня зовут вопросительный знак”. Сокурсники так его и прозвали.
     “Его литературные опыты отличались крайним насилием и эротикой”, — вспоминает преподавательница Чо, профессор английской литературы Люсинда Рой. Впрочем, в этом окружающие не видели ничего особенного. Профессор Рой говорит, что насилия в кинофильмах куда больше, чем в двух пьесах, написанных Чо, хотя они и отличались “графическим изображением ужасов”. Так, например, описание пытки пилой в одном из его опусов было явно украдено из фильма ужасов “Пила”. Учителя оценивали “творчество” Чо как мрачное и гротесковое, полное ненависти к людям.
     Были и другие тревожные “звонки”. Однажды он устроил пожар в общежитии. Вдобавок постоянно приставал к студенткам, фотографировал против их воли. Не раз говорил преподавателям, что хочет покончить жизнь самоубийством. Врачи считали его параноиком, оторванным от реальности. Ставили ему диагноз “психологическое разложение”, сажали на антидепрессанты. И это никого не удивляло.
     Совершив двойное убийство в “Амблер-Джонстон-холле”, Чо вернулся в свою комнату в общежитии и находился там почти два часа до того самого момента, пока не настал час “большой охоты” в “Норрис-холле”. Полиция проявила свою несостоятельность. Она решила, что убийца уже покинул кампус и даже штат, и не оповестила весь университет о трагедии, разыгравшейся в “Амблер-Джонстон-холле”. И блокировала лишь его.
     Чо спокойно готовился ко второму акту трагедии. Он перезарядил “Глок-19” и “Вальтер-Р22”, запасся патронами и цепями, чтобы закрутить ими дверные ручки в классах “Норрис-холла” (не выпускать жертв, не впускать полицию). До этого он написал письмо, не столько предсмертное, сколько письмо-манифест. В нем он выразил свою ненависть к “богатым сынкам” — студентам, приезжающим на занятия на “Мерседесах”. Он назвал их “дьявольскими шарлатанами”. Но самой знаменательной была фраза, обращенная ко всему обществу: “Вы заставили меня сделать это!” После этого он прошел незамеченным в “Норрис-холл”, уложил три десятка человек и пустил себе пулю в лоб...
     

Мэлор СТУРУА, Блэксбург

     Комментарий специалиста:
     Что побуждает молодых людей убивать своих ровесников и как остановить кровавый террор? Этот вопрос “МК” задал профессору психологии Калифорнийского университета, специалисту по школьному насилию, Марселю СОРИАНО.
     — Пока трудно сказать, что побудило этого молодого человека, который уже был на старших курсах и вскоре должен был закончить обучение, совершить такое. Могу предположить, что, поскольку он учился на английском отделении, одноклассники могли подшучивать над уровнем его английского языка. Кроме того, не исключено, что причиной тому могла стать его национальность: его могли притеснять из-за того, что он иностранец. Сейчас в нашей стране наметилась опасная тенденция нетерпимости к иммигрантам… Нынешняя резня — это своего рода продолжение того, что уже происходило ранее. Эта бойня нанесла сильный удар по психике очень многих людей по всей Америке — особенно тех, кто был жертвой или свидетелем подобных событий. Расстрел школьников в Columbine High School 1999 года, когда двое студентов расстреляли 12 учеников и 1 учителя, ранив при этом еще 24 человек, считается первым в этом роде. Как ученый, я всегда сравниваю действия первых убийц-школьников с последующими. У этих зверств есть ряд сходств. Например, ученики Columbine High School были своего рода изгоями в студенческом обществе. До того как они взялись за оружие, их не раз задирали одноклассники, грубо шутили над ними и даже били. То есть школьники решили отомстить своим врагам. Однако не каждый ребенок, сталкивающийся с разногласиями в кругу своих одноклассников, возьмется за оружие и пойдет убивать. Нельзя забывать и про фактор семьи, условия жизни ребят: как правило, родители не оказывают должного внимания своим детям, не интересуются проблемами и не пытаются каким-то образом им помочь. Вдобавок, в работе служб психологической поддержки есть большой пробел: не разработаны конкретные приемы общения с подростками, склонными к школьному насилию. И конечно, все могло быть гораздо проще, если бы не легкий доступ к оружию в нашей стране.



    Партнеры