Саинхо Намчылак - синтез Востока и Запада | ФОТОРЕПОРТАЖ

В Московском доме национальностей всемирно известная тувинская певица Саинхо Намчылак давала концерт и принимала поздравления.

21 апреля 2007 в 15:00, просмотров: 573

Саинхо(Сайнхо) Намчылак - женщина с экзотическим именем и загадочным шаманским голосом. Родилась в 1957 году в  Туве. Отец Намчылак Окан-Оол Кыргысович - как и мама учитель - писал свои статьи и стихи под псевдонимом "Виталий  Ейхем".

По собственному признанию, народным песням и традиционному горловому пению (хоомей*) она научилась в детстве у родной бабушки. В 1975 году начинает музыкальное образование в Кызыле, которое продолжается с 1981 года в Москве, и заканчивается в Гнесинском уличище в 1988 году. Ещё во время обучения Саинхо участвовала в различных музыкальных проектах, ездила в концертные турне по всему миру.

Музыкальную карьеру Саинхо Намчылак начала в 1986 году с народных песен Сибири. Именно тогда она зарекомендовала себя как исполнительница тувинского фольклора, однако практически сразу ее признали и экспериментатором и синтезатором музыкальных идей.

Саунд-поэт и сказительница, "гражданка мира" Саинхо Намчылак еще в самом начале своей карьеры, не ограничиваясь собственно тувинской музыкой, сосредоточила внимание на архаической музыке и музыкальных традициях народов Сибири и Дальнего Востока (коряков, нанайцев, бурят и др.). Гастролировала по России и за рубежом в составе фольклорных коллективов.

В 1991 году она уезжает из России и оказывается на Западе, где судьба сводит ее с джазовыми музыкантами, и к своей репутации талантливой исполнительницы в стиле world music, она добавляет более смелое - free jazz singer. Ей выпало выступать и записываться со многими известными музыкантами: Петером Ковальдом, Эваном Паркером, Андреасом Волленвайдером, Ирене Беккер, Владимиром Тарасовым, Яном Гарбареком, Триллоком Гурту. Саинхо имеет и ряд сольных альбомов.

В настоящее время Саинхо Намчылак работает в жанре импровизационной музыки, смело экспериментирует с электроникой и разными стилями, сочетая современные цифровые технологии с архаическими инструментами и приемами исполнения. Она - непревзойденный специалист по архаическим песнопениям, вокальным практикам народов Сибири и российского Дальнего Востока.

Главное достижение уникальной певицы - синтез этнической музыки и горлового пения с западной (авангард, модерн, джаз, поп).

Уже давно Саинхо Намчылак живет в Австрии, а в 1999 году у выдающейся тувинской певицы родился внук. Саинхо выступает в самых престижных залах Европы и теперь уже редко наведывается в Москву, дабы радовать старых поклонников и завоевывать необыкновенной красотой своего голоса – молодых. И вот, по  многочисленным просьбам Московский дом национальностей организовал встречу с легендой, так редко бывающей в России.

Представляем вашему вниманию фоторепортаж Елены Меляшинской.

СПРАВКА. Хоомей (тувин. Хөөмей) - тувинское народное горловое пение. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.  

Правильное название горлового пения - обертоновое, обертоническое, гармоническое. Звук извлекается как и при обычном голосе, с помощью голосовых связок, хотя и особым образом напряженных, а все дальнейшие преобразования, которые и отличают горловое пение, исполнитель осуществляет с помощью более высоких отделов - ротовой полости, языка, носовых ходов (также резонанс при пении каргыраа дают бронхи и трахея). Эти преобразования приводят к усилению и появлению новых обертонов(гармоник) - высокочастотных составляющих звука.  Хоомей (коомей) - обычный, но сильно сжатый, обертонированный до хрипоты, голос.

Тувинцы выделяют 5 стилей хоомей: каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр и борбаннадыр. Кроме того, существуют ещё несколько разновидностей -  думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).



Партнеры